Поэзия бронзы

0

Махмут ГАСИМОВ

 

Творенье может пережить творца:

Творец уйдет, природой побежденный.

Но только образ, им запечатленный,

Веками будет согревать сердца…

Микеланджело

 

«Скульптор должен в своих произведениях выражать состояние души», – говорил великий Сократ. С этим полностью согласен прославленный мастер, народный художник РТ Махмут ГАСИМОВ, автор широко известных памятников и целой серии мемориальных досок. Каждый раз, приступая к очередному проекту, он тщательно изучает эпоху, в которую жил и творил человек, в определенной степени проживает жизнь своего героя, собирая разные свидетельства в единый портрет. В результате рождаются потрясающие образы, которые не могут никого оставить равнодушным.

 

Если делать – то на совесть

Сегодня, с высоты прожитых лет, будучи представителем советской школы скульптуры, основанной на академических началах, могу точно сказать, что для успеха одного таланта недостаточно, необходим постоянный труд и желание вкладываться в каждую новую работу всецело. Как люди становятся музыкантами, художниками, архитекторами, скульпторами? В молодости происходит утверждение, становление творческой энергии, человек жаждет показать себя, свои способности, а потом уже, с возрастом, талант начинает работать на него. Появляются заказы, растут уверенность в своих силах и ответственность. У меня, например, выработался «сталинский» режим, я ложусь спасть в четыре – пять утра. В отпуске последний раз был лет двадцать назад. Если вы думаете, что творческий человек занимается только творчеством, вы ошибаетесь, к сожалению, это не так. Много бюрократии, отнимающей время. Далеко не всегда есть согласие между разными ведомствами, структурами, вот и приходится ходить, что-то доказывать при согласовании документов на тот или иной проект. Правда, сегодня меня уже ничто не сможет сломить, опыта и выдержки достаточно…

Прожив большую часть жизни в Узбекистане, я создавал бюсты таких исторических деятелей, как, например, первый Президент Узбекистана Юлдаш Ахунбабаев, первый президент Академии наук Туркестана Таджикской ССР, народный писатель Садриддин Айни, чемпион мира по боксу Руфат Рискиев, революционный и партийный деятель Акмаль Икрамов, участник борьбы за советскую власть в Средней Азии. Тогда мои работы попали за границу – в США, Финляндию, Венгрию, Францию. А уже в Татарстане создал памятники Баки Урманче, Гавриилу Державину, Салиху Сайдашеву, Габдулле Тукаю, Назибу Жиганову, Мусе Джалилю и многим другим прославленным личностям. Одна из недавних работ – бюст Фарида Яруллина, известного композитора, который пал смертью храбрых  в Витебской области, будучи командиром стрелкового взвода 19-го танкового корпуса. Скульптуру установят в белорусском городе Дубровно.

Сам процесс создания скульптуры захватывает душу в полной степени. Люблю свою работу и не могу позволить себе делать ее некачественно. Очень интересно создавать новый образ, «шлифовать» каждую деталь, характерные черты, наделять эмоциями, раскрывать сущность внутреннего мира персонажа. Предпочитаю работать только с натуральными материалами – бронзой, гранитом, мрамором, категорически не приемлю «новомодные» тенденции с применением дешевых полимерных материалов. Лучше не пожалеть денег и поставить гарантированно прочный памятник на долгие годы, чем постоянно реставрировать «разваливающуюся» скульптуру. Не зря говорят, что скупой платит дважды, а сегодня почему-то многие сознательно забывают эту поговорку.

И, конечно, городская и парковая скульптура должна органично вписываться в архитектурный ансамбль, украшать территорию. Памятники – свидетели исторического самосознания народа. Люди и события, увековеченные в скульптуре, наглядно показывают, что ценит в своем прошлом современный человек. Это своего рода дань памяти трудового, научного, творческого, военного подвига наших земляков, соотечественников, гениев эпохи. Посмотрите на площади любых городов, и убедитесь в этом. Скульптура позволяет соприкасаться с живым дыханием времени, она не живет без зрителя, без его интерпретации, суждений, восхищения или критики…

Мне трудно передать те чувства, которые пришлось испытать в постсоветский период, когда в Узбекистане стали массово сносить памятники солдатам и офицерам ВОВ, политическим деятелям, рабочим, колхозникам. Это нельзя оправдать, как нельзя стереть историю своей страны и своего народа.

Хотелось бы, чтобы в Татарстане вопросы, связанные со сносом и сохранением исторических памятников, всегда решались компетентным советом, в который входят историки, искусствоведы, работники музея и другие специалисты.

 

Махмут ГАСИМОВМахмут ГАСИМОВМахмут ГАСИМОВМахмут ГАСИМОВ

 

Обещанного три года ждут?!

Бывают ситуации, когда на государственном уровне принимаются решения о создании того или иного памятника, проводится всероссийский или республиканский конкурс, выделяется финансирование, а потом вдруг по непонятным причинам, когда работа уже сделана, о ней забывают. И скульптура пылится на складах годами. Мне самому приходилось с этим сталкиваться неоднократно. Например, памятник Мирсаиду Султан-Галиеву давно лежит отлитый в бронзе на складе, как и бюст писателя Наки Исанбета…

Но самый вопиющий случай, с которым мне тяжело смириться, заключается в следующем. Я выиграл конкурс на памятник труженикам тыла в годы Великой Отечественной войны, который планировалось установить еще к 70-летию Великой Победы в парке Победы в Казани. Время прошло, работа готова, юбилей давно прошел, а воз и ныне там. Если помните, года за два до 70-летия Великой Победы на республиканском уровне очень подробно говорили о масштабных планах по развитию парка Победы. Был даже учрежден фонд содействия благоустройству. Планировалось выполнить ремонт выставленной под открытым небом военной техники, обеспечить нормальное функционирование ливневой и дренажной канализации, укрепить несущие основания и так далее. Разработали концепцию развития территории парка, в которой предусматривалось развитие мемориальной зоны, проведение благоустройства и строительство мемориала «Электронная Книга памяти» с именами 40 тысяч военнослужащих, призванных из Казани и погибших на полях ВОВ, функционирующего в круглосуточном режиме. И особое внимание уделялось тому, что в реконструированном парке появится памятник труженикам тыла. Это действительно очень важно, поскольку уже в первые месяцы войны только в столице Татарстана было размещено около семидесяти эвакуированных предприятий, десятки научных и иных учреждений. В Казани ковался боевой щит страны. В республике готовились военные офицерские кадры, шла разработка новых видов вооружений, выпускались сотни видов стратегической продукции, одежды и амуниции, продовольствия. Так вот, чтобы увековечить подвиг тыла, Министерство культуры Татарстана объявило республиканский конкурс на лучший эскизный проект памятника труженикам тыла. Было несколько этапов конкурса, я все их прошел и выиграл. Моя идея простая, но очень глубокая по смыслу – в тылу растили хлеб и ковали меч победы. И, что самое главное, эта скульптура органично вписывается в реконструированную зону парка, ничего не нарушая, а, наоборот, дополняя идею всей территории.

К 70-летию Великой Победы работы в парке по реконструкции и благоустройству завершились, но памятник так и не установили. Сначала чиновники из Министерства строительства РТ (ответственные за данный проект) находили какие-то причины, а сейчас уже никто не может ответить точно, почему это произошло. И ведь дело не только во мне, не в том, что мне обидно, дело в самих тружениках тыла. Они ждут этот памятник, информация о нем широко освещалась во всех СМИ. Нельзя обманывать ожидания этих людей, их и так осталось немного…

Так что работа скульптора – это не только захватывающе интересная творческая деятельность, но и бюрократия, поиск истины, крепкие нервы. А еще нужна смелость, смелость не бояться быть старомодным, не бояться быть непонятым. Но я очень рад тому, что всю жизнь занимаюсь любимым делом – делом, которого требует душа и которому я предан всем сердцем.  

Справка

Махмут Маталитович Гасимов. Член Союза художников России. Член Международной ассоциации изобразительных искусств – АИАП ЮНЕСКО. Народный художник РТ. В 1974 году окончил скульптурное отделение Ташкентского театрально-художественного института им. А. Н. Островского. Автор множества памятников и целой серии мемориальных досок в бронзе в Казани и других городах Татарстана, посвященных выдающимся людям. Среди наград – Почетная золотая медаль Министерства юстиции РФ за памятник-бюст Гавриле Державину в Лаишево, медаль «В память 1000-летия Казани», диплом Фонда содействия развитию национальной культуры «Рафтау» за создание медалей Б. Урманче, С. Хакима, И. Шишкина, М. Цветаевой, Почетный диплом и премия за участие в III Всероссийском симпозиуме по скульптуре. В 2016 году скульптору объявлена Благодарность Президента РТ.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя