Мы здесь не работаем, мы здесь живем!

0

Есть в Казани школы, которые, как бы это сказать, выбиваются из общего ряда. И мы не берем во внимание какие-то ультрамодные учреждения среднего образования, где стоимость обучения порой превышает его качество. Нам бы хотелось рассказать о средней школе №39, что на улице Япеева. Эта цитадель знаний славится своими традициями и своими учителями. В принципе вашему вниманию предлагается «портрет» школы, которая может считаться элитной, но не по названию, а за счет своего уникального педагогического коллектива.
В этом году казанская школа №39 отпраздновала свое 75-летие. В современном виде она появилась в так называемые времена хрущевской оттепели. Тогда в Советском Союзе открывались сотни языковых школ. В 39-й решили углубленно изучать английский. Сегодня же в ней преподают еще испанский, арабский, французский и немецкий на факультативной основе. Но 39-я школа сохраняет особую любовь к изучению английского языка. Как говорят сами учителя, «можно изучать язык, но взрастить дух языка невозможно. Для этого должны пройти годы». И эти годы прошли недаром. Коллектив школы №39 действительно уникален, и дело здесь даже не в уровне учителей и их профессионализме, хотя и в этом тоже. Просто в 39-й не работают, в ней живут. Честно говоря, когда автор побывал в стенах этого учебного заведения, то неожиданно для себя понял — у него украли детство. Пусть не все, но какую-то его часть — точно. Да, я тоже учился в непростой школе, у меня тоже было углубленное изучение предметов, но в школе я не «жил». Я все равно «отбывал», несмотря на свою любовь к профилирующим предметам. Чего же мне не хватало? Наверное, того, что в школе №39 называют патриотизмом, а здесь патриотизм настоящий, не бутафорский. Допустим, мне довелось присутствовать на общешкольном мероприятии. На нем иностранные студенты школы №39 представляли свои страны и официально становились полноценными учащимися. Где еще вы увидите такую картину? В нашей республике — нигде, это точно. Средняя школа №39 стала первой в Республике Татарстан, где учатся дети из дальнего зарубежья. Так называемые обменные программы в России существуют давно — тысячи учащихся смогли поучиться и поработать в Европе и США. И вот сегодня ребят из разных стран принимают и российские средние учебные заведения. Вы спросите меня, причем здесь патриотизм? Я вам отвечу: ученики или, как их называют в 39-й школе, студенты приезжают к нам изучать русский язык и русскую культуру. Они живут в наших семьях и узнают Россию не из текстов полупрофессиональных газетных статей и с экранов телевизоров, а, что называется, из первоисточника. Представляете, насколько это важно? В детском мире нет политики и межрасовых конфликтов. В нем все равны и общаются на одном языке, который называется детство.
Впрочем, пойдем дальше. Как в средней школе №39 строят отношения с учениками? Прежде всего, здесь считается, что в школу идет не только первоклассник, но и его родители. Должен существовать такой треугольник: школа — ученик — родители. Если же родители приводят свое чадо в школу и оставляют его там, как в камере хранения, то процесс учебы можно считать менее эффективным или даже бесполезным. Более того, учитель сегодня — это непростая профессия, и непростая она не только потому, что изменились дети, а потому, что изменились родители. И учитель должен не только воспитывать детей, но и помогать родителям в решении вопросов развития подрастающего поколения. А это порой тяжелее, чем воспитать ребенка. Проблема в том, что изменилась жизнь. Из нее ушли практически все идеалы. И очень часто то, чему учат в школе, расходится с тем, чему ребенка учат в семье. И дети находятся на распутье. В 39-й школе нашли способ решения этого вопроса. Здесь родители, учителя и ученики находятся в состоянии постоянного диалога. Они живут школой, а школа отвечает им взаимностью. «Сверхзадача заключается в том, чтобы воспитать в ребенке тягу к самопознанию и самореализации», — считает Нина ЛЫЧАГИНА, проработавшая в школе более сорока лет. Ученик, закончивший 39-ю школу, выходит из нее не только с багажом знаний, но и с выработанным иммунитетом для самостоятельной жизни. Он знает, что ему необходимо постоянно совершенствовать себя. Он должен быть конкурентоспособным, но это не значит «расталкивать всех локтями» и «идти к цели любой ценой», нет. Это значит уметь думать и уметь учиться. Сегодня, как никогда, важно дать ученикам не только академические знания, сколько развить у них способности, необходимые для жизни в современном мире. Они должны уметь критически относиться к информации, не бояться делать выбор и принимать самостоятельные решения. Но главная задача, повторим еще раз, научить ребенка мыслить. Ведь не секрет, что образование по мере взросления человека все больше должно становиться самообразованием, то есть образованием самого себя. И в этих условиях хороший педагог — это опытный создатель условий, при которых ученик как можно раньше становится творцом собственного развития.
Отдельно хочется сказать о связи поколений. Многие ученики, которые закончили 39-ю школу, спустя какое-то время, и это уже традиция, приводят сюда своих детей. Приводят к тем же учителям, у которых учились сами. Ведь некоторые преподаватели проработали в стенах 39-й более сорока лет! Например, Вера Владимировна ГРИШКАН — учитель английского языка. У нее вообще уникальный случай, она не просто проработала более сорока лет в одной школе, она ее еще и окончила. «Мне кажется, что это только благодаря тому, что у нас необыкновенный коллектив. Люди счастливы, когда они с удовольствием идут на работу, когда коллектив — это большая семья. И после работы нам есть чем заняться. Уже более пяти лет учителя нашей школы занимаются танцами. Сегодня это уже профессиональные занятия. Мы выступаем на уровне города. Впрочем, молодым учителям я хочу сказать, что работа учителя — это тяжелый труд. И что в школу нужно идти, если ты любишь детей. Иначе ничего не получится». Рассказывает директор средней школы №39 Галина НАЗИПОВА: «У нас много преподавателей, которые окончили нашу школу, а теперь работают в ней. Это учителя английского языка, учитель математики, учительница русского языка, учительница начальной школы, учительница химии. Все они — богатство нашей школы. Потому что быть такими патриотами, как они, просто так случайно придя в школу, невозможно. Это суть их жизни». В свою очередь молодые учителя стараются не отставать от своих старших коллег. Конечно, сразу ничего не получается, но в 39-й школе знают, как готовить молодые кадры. Придя сюда, учитель или становится профессионалом, или ищет себе другое место работы. Профессия преподавателя не терпит случайных людей, поэтому естественный отбор — это нормальное явление. Зато те, кто остается в профессии, отдается ей полностью, невзирая на все трудности и имеющиеся недостатки. А это значит, что у 39-й школы есть не только прошлое и настоящие, но и будущее. И кто знает, может быть, через много лет со страниц нашего или какого-нибудь другого издания нам вновь напомнят, что в школе не надо работать, в ней надо жить. И уже дети наших детей будут приходить на улицу Япеева для того, чтобы получить в руки те невероятные сокровища, которые хранятся в средней школе №39, хранятся для того, чтобы связь между поколениями была вечной.

Василий ЛАПШИН

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя