Татарча беләсеңме?

0

Когда-то, еще в школьные годы, мне повезло учиться английскому языку у замечательного преподавателя Игоря Львовича Литвинова. Позже это имя стало известно сообществу преподавателей татарского языка, поскольку уже тогда он заинтересовался этой лингвистической единицей, овладевая татарским как неродным. Потом мы потеряли связь, и через тридцать лет, в 1994-м году, когда судьба снова свела нас, я была поражена его упорству: он не только освоил язык сам, но и создал методику изучения татарского языка для тех, кто не владеет им с детства. Вторжение в святая святых — в изучение татарского языка, да еще с совершенно другим лингвистическим подходом вызвало бурную реакцию в среде преподавателей-татар: как посмел! Однако он проявил немалое мужество, настойчивость и терпение, будучи твердо убежденным, что методика, которая применяется до сих пор, детей даже из татарских семей, не получивших навыка говорения от рождения, к татарскому языку приобщить не способна. Ведь среди распространенных в мире языков, по оценкам международных экспертов, татарский к языкам, легким для изучения, не относится.

Игорь Львович методично и упорно готовил учебники первого, второго и т.д. годов обучения для русскоязычных детей, издал «Самоучитель» для взрослых. Он спешил, потому что здоровье вызывало все больше опасений. А также торопился убедить, что только такой подход к обучению татарскому языку может быть продуктивным. В конце 90-х появились и доказательства правоты Литвинова. Хорошо помню торжественное мероприятие Министерства образования Татарстана с участниками из других регионов России, посвященное обучению языкам. В огромном зале, заполненном до отказа, выступали учителя, делились опытом. На этом фоне неожиданным и очень впечатляющим прозвучало сообщение о том, что несколько русских девочек, учивших татарский по методикам Литвинова, изъявили желание стать учителями татарского языка. Игорь Львович, пригласивший меня побыть с ним рядом на этом совещании, был доволен. К сожалению, в памяти не осталось подробностей: кто именно об этом объявил. Отчетливо помню только, что выступавший приехал из Набережных Челнов и был то ли заведующим в те годы отделом образования города, то ли мэром Челнов. Уверена, среди тех, кто давно работает и обучает татарскому, найдутся люди, которые помнят это событие.

Больше десяти лет нет в живых Игоря Львовича. Но жива его жена, Альфия Исламовна, которая поддерживает добрые отношения с коллегами, работавшими с Игорем Львовичем, поверившими в его правоту и продуктивность методик, им созданных. Но, как известно, — нет пророка в своем отечестве! Очень жаль, что тяжкий воз обучения русскоязычных детей татарскому языку в республике не сдвинулся с места. Давайте спросим себя, взрослых: а стал бы я заниматься и тратить драгоценное время своей жизни на дело, от которого эффект заведомо будет нулевым? Ответ очевиден: не стал бы! А вот сегодняшних детей вынуждать тратить время попусту — это пожалуйста! И не надо из сказанного делать неправильных выводов: я была бы рада, если мои внуки говорили бы по-татарски. Но уж не пора ли за столько-то лет научиться обучать языку эффективно! Напрашивается вопрос: а действительно ли заинтересована власть в том, чтобы вокруг рабочих мест, требующих от работника двуязычия, возникала естественная конкуренция?

С уважением,

ваш читатель Светлана МОЛОДОВА

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя