Александр ЧЕРНЕЦКИЙ: Русский рок — в андеграунде

0

Александр ЧЕРНЕЦКИЙ, «Разные люди»

 

Александра ЧЕРНЕЦКОГО, бессменного лидера группы «Разные люди» знают все любители рок-музыки. Стоит один раз услышать его песни, и понимаешь, что перед тобой то самое живое, настоящее искусство, которому, увы, почти не осталось места в шоу-бизнесе.

 

Журналист Андрей Бурлака как-то справедливо отметил, что творчество «Разных людей» служит образцом русского рока — «тяжесть хард-рока и прямолинейность рок-н-ролла сочетаются с русским песенным распевом, в текстах лидера группы Александра Чернецкого высокая поэзия соседствует с «крепким словцом», проникновенные песни о любви чередуются с остросоциальной публицистикой».

В 2015-м «Разным людям» исполнилось 25 лет. За это время группа выпустила несколько десятков первоклассных альбомов и сыграла бессчетное количество ярких и запоминающихся концертов. Особое уважение вызывает беспрецедентное мужество и стойкость ее лидера, который, несмотря на тяжелейшую болезнь Бехтерева (окостенение суставов, затрудняющее движения человека), неизменно радует своих поклонников новыми песнями и выступлениями.

Я позвонил Александру Чернецкому в Санкт-Петербург, чтобы в юбилейный для «Разных людей» год задать легендарному рокеру несколько вопросов.

Александр, уже 25 лет вы остаетесь верными рок-н-роллу. Как вам удалось продержаться на сцене так долго, тем более в нашей «неритмичной стране»?

Эти 25 лет пролетели быстро, хотя и сложностей, конечно, было немало. Долгое время мы играли подпольно, существовали проблемы и с записью альбомов, и с выступлениями. И моя болезнь, конечно, давала о себе знать. 15 лет назад я по приглашению друзей решил переехать в Санкт-Петербург, где «Разные люди» фактически получили второе рождение. И случилось это так. В 1999 году Александр Гордеев организовал мне концерт в Санкт-Петербурге в клубе «Сайгон». После выступления ко мне подошел Чиж и сказал слова, которые я помню до сих пор: «Оставайся, в Харьков ты всегда успеешь». Я всерьез задумался. Группы в Харькове к тому времени уже практически не было, а играть по-прежнему очень хотелось. Да и возможней реализоваться в Питере куда больше. Это же самый рок-н-ролльный город в России! К тому же к Петербургу я давно относился с трепетом и любовью, еще с советских времен.

Таким образом, мы с семьей приняли решение остаться в Санкт-Петербурге. Как я люблю говорить, «приехали на два дня, а живем здесь уже 15 лет». Постепенно, к середине 2000 года образовался костяк группы: Борис Шавейников (ранее он играл в «Аукцыоне»), гитарист Андрей Васильев (бывший участник «ДДТ»), басист Наиль Кадыров (экс-музыкант «Зоопарка»), мы начали все чаще выступать и записывать песни. Что касается названия для группы, решили вернуться к «Разным людям». Ребята, оставшиеся в Харькове, против этого не возражали.

В этом году вышла антология вашего творчества на двадцати одном диске. Расскажите, какие записи в нее включены, и появится ли в обозримом будущем продолжение антологии?

— Появится. Пока вышла только первая часть антологии «Студия», в которой собраны студийные альбомы не только «Разных людей», но и других групп, к которым я имел отношение: «ГПД», «Карбонарии» и «Рок-Фанат». Вторая и третья части будут называться «Электричество» и «Акустика». Всего коллекция будет состоять из ста одного диска, включая концертные двойники. Здесь, помимо уже известных нашим слушателям песен, очень много редкого и ранее не издававшегося материала. Наши поклонники прислали немало записей, которые я считал утерянными, за что им очень благодарен. Еще одно подтверждение того, что рукописи действительно не горят. Каждый том антологии будет включать буклеты, с дополнительной информацией и интересными фотографиями.

Этот проект — реализация моей давней мечты сохранить и найти достойное воплощение для всех наших многочисленных записей, которые я годами собирал и хранил у себя дома. И, несмотря на все трудности, я очень рад, что мы довели эту работу до ума.

Нередко можно услышать, что русский рок не является самостоятельным музыкальным течением и во всем подражает зарубежному рок-н-роллу. Согласны ли вы с этой точкой зрения?

— Отчасти согласен. Но я не вижу ничего преступного в подражании. Все откуда-то вышло. Скажем, «Разные люди» играют англо-американский тяжелый рок на русском языке. Эта музыка нас вдохновляет, помогает лучше раскрыть смысл текста песни. К тому же в русском роке есть свои особенности. Наши рокеры очень многого достигли в поэтическом мастерстве, ведь в российской культуре Слово всегда играло решающую роль. Неслучайно русская литература и поэзия считаются лучшей в мире. Слушая еще и еще раз песни Высоцкого, БГ, Майка Науменко, всегда находишь в них что-то новое и интересное, чего раньше не понимал в силу возраста или других обстоятельств… На Западе музыканты никогда не уделяли большого внимания текстам песен (кроме Дилана, Леннона, Моррисона и еще нескольких музыкантов), поэтому их тексты существенно уступают нашим как в литературном, так и в содержательном плане.

Кроме того, русский рок в нашей стране так и не стал шоу-бизнесом, как на Западе. Он по-прежнему находится в андеграунде и как может противостоит губительной идеологии потребления, которую навязывает масс-медиа. Это тоже накладывает свой отпечаток. У нас люди не играют в рок-н-ролл, а живут им по-настоящему (хотя это не всех рокеров касается, конечно). За рубежом рок-музыка уже давно встроена в систему шоу-бизнеса, и большинство рок-музыкантов воспринимают ее в основном через призму заработка.

Следите ли вы за творчеством ваших коллег по рок-цеху? Что из последнего вам показалось достойным внимания?

— По-настоящему интересных дисков в последнее время появляется немного. Раньше, в 80-е и в начале 90-х прошлого века, регулярно выходили хорошие альбомы, причем в большом количестве. Теперь ситуация, увы, поменялась, и не в лучшую сторону. Из «молодых» авторов могу выделить замечательного и талантливого рок-барда из Волгограда Бранимира. Интересными показались и новые альбомы группы «ДДТ». Собираюсь также в ближайшее время послушать новый альбом Бориса Гребенщикова «Соль», где он, кажется, вернулся к духу 80-х годов. Приятно, что БГ по-прежнему держит высокую планку. Я вспоминаю, каким большим событием был для нас выход альбомов «Аквариума» в 80-х годах. Содержавшийся в них заряд свободолюбия, искренности и интеллектуальной игры помогал нам не сойти с ума в позднесоветские годы, почувствовать, что мы не одни.

Какая музыка оказала на вас наибольшее влияние в юности и, возможно, повлияла в дальнейшем на выбор профессии?

— На меня в свое время очень повлияло творчество Владимира Семеновича Высоцкого. Это было настоящее откровение. Так совпало, что я начал слушать его в один из самых сложных моментов своей жизни, когда понял, что тяжело болен. Его песни очень помогли мне тогда. И гитару я начал осваивать для того, чтобы исполнять песни Высоцкого. И только потом уже начал сочинять что-то свое. Колоссальное впечатление на меня произвела группа The Beatles, которую я и сейчас слушаю с большим удовольствием. Удивительно, что в небольшом портовом городе в одно время появились четыре столь одаренных музыканта, осуществившие настоящую революцию в музыке и повлиявшие на сознание нескольких поколений. Битлы не знали нотной грамоты и поэтому не были скованы никакими установленными правилами. В итоге созданные ими музыкальные гармонии стали откровением и открытием для всего мира. Из всех битлов мне всегда был ближе Леннон, но после концерта Пола Маккартни в Санкт-Петербурге в 2006 году я понял, что люблю их одинаково.

Наболевший вопрос: как вы считаете, почему «Чиж&Co» с 2001 года не выпускает новые альбомы? Задаю его вам, так как Сергей Чиграков (Чиж) — ваш соратник и друг, и вы наверняка в курсе происходящего.

— Вопрос лучше адресовать самому Чижу, но все же попробую ответить. Мне кажется, что в последние годы он сознательно отдалился от творческого процесса, подустал от всего этого и целиком сосредоточился на концертах. Во время наших разговоров я неоднократно предлагал ему снова заняться сочинением песен, ведь в этом деле главное — начать и взять определенный ритм, а прежние навыки не дадут «оступиться». Но он отнесся к моим словам без особого энтузиазма, в духе «а ну его на фиг». Проблема в том, что творчество — очень интимный, загадочный процесс. Здесь нет готовых рецептов, слова и музыка могут прийти к тебе в любой момент или не прийти вообще.

Александр, спасибо за интервью. Желаю вам и вашей группе удачи в творчестве!

Беседовал Фарид ХАЙРУЛЛИН

Фото: Ильсияр ИСЛАМОВА

 

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя