Александр Титов: В «АКВАРИУМЕ» Я КАК РЫБА В ВОДЕ

0

Александр Титов

 

Александр Титов — один из самых известных и почитаемых бас-гитаристов в русском роке. Его творчество до сих пор востребовано многочисленными поклонниками «золотых» составов «Аквариума», «Кино», «Зоопарка», «Поп-механики». Легендарный бас-гитарист с 1996 года живет в Великобритании, но продолжает оставаться участником главной группы своей жизни. 18 июля Титову исполнилось 57 лет. Накануне юбилея мы поговорили с музыкантом о творчестве и жизни.

 

Александр Валентинович, какой период жизни «Аквариума» наиболее интересный и плодотворный?

— Середина 80-х годов прошлого века. Тогда весь Ленинград бурлил подпольной музыкальной жизнью и у всех нас кружилась голова от эйфории. Кроме «Аквариума», я еще успевал играть в «Кино» и «Поп-механике». И очень  часто по приглашению Сергея Курехина (лидер «Поп Механики», он же Капитан, рок- и джазовый музыкант, композитор-авангардист, киносценарист и актер) в концертах «Аквариума» принимали участие первоклассные джазовые (и не только джазовые) музыканты: Владимир Чекасин, Валентина Пономарева, Андрей Отряскин, Александр Кондрашкин и др. Это делало практически каждое выступление группы разнообразным, неповторимым и запоминающимся. Что касается любимого альбома, то я при всем желании не могу выделить какой-то один альбом из обширной дискографии «Аквариума». Все они связаны с дорогими мне воспоминаниями, историями и приключениями. 

 

Почему вы решили вернуться в «Аквариум» в 2008 году?

— Эта группа мне близка. В «Аквариуме» я всегда чувствую себя абсолютно органично, как рыба в воде. И давний вопрос Бориса Гребенщикова: «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?» — по-моему, и теперь остается актуальным. Насчет возврата хочу сказать вот что. В 1996 году я эмигрировал в Великобританию и из-за этого вынужден был прервать тесное сотрудничество с группой. Но все эти годы я регулярно принимал участие в записи альбомов «Аквариума» (многие из них записывались в Лондоне). В 2008 году мне поступило предложение от Гребенщикова сыграть в концерте, посвященном индийскому философу и проповеднику Шри Чинмою в «Королевском Альберт Холле». Я, конечно же, согласился. И с тех пор снова стал играть в «Аквариуме». Это произошло совершенно спонтанно, как и все лучшее в жизни.

 

Чья музыка больше всего повлияла на вас в юности? И какие теперь предпочтения?

— Самая первая песня, которая потрясла меня до глубины души (это было еще в начальной школе), называлась Sunny Afternoon английской группы The Kinks. А потом пошло-поехало. Зарубежная музыка обрушилась на меня, как лавина, и заполнила практически все жизненное пространство: Jimi Hendricks, Beatles, Rolling Stones, Doors, Jefferson Airplane, Led Zeppelin, Black Sabbath, Jethro Tull, T. Rex, David Bowie, Grand Funk, Velvet Underground, Neil Young. Этот список можно продолжать бесконечно. Через какое-то время я увлекся регги (Marley, Tosh). Потом подоспели новая волна, новые романтики… В 90-х годах я крепко подсел на музыку Radiohead. Побывал на десятках их концертов, в том числе на незабываемом фестивале Glastonbury 97. Сейчас выделяю для себя такие группы, как The National, Grizzly Bear, Department of Eagles, Deerhunter, Atlas Sound.

 

Александр Титов

 

Расскажите, пожалуйста, о работе в группе «Кино»?
— Группа «Кино» параллельно записывалась в легендарной студии Андрея Тропилло, и все музыканты «Аквариума» участвовали в записи ее песен. Часто мне приходилось играть на нескольких инструментах. Цой был впечатлен моей игрой и вскоре предложил мне попробовать в «Кино». Я играл с Виктором три года, пока не стало ясно, что популярность «Кино» и «Аквариума» не позволяет мне больше совмещать работу в обеих группах.

 

Было бы интересно узнать ваше отношение к творчеству и личности Виктора Цоя. Гребенщиков в одном из интервью говорил о Цое как об очень скромном, мудром и тактичном человеке.

— Всегда любил группу «Кино». Я играл в том составе, который спровоцировал лавину популярности, накрывшую ее вскоре после моего ухода в 1986 году. Я согласен с тем, что говорит о Цое Борис Борисович. От себя же добавлю, что мы с Виктором были близкими друзьями и всегда сохраняли друг к другу теплые чувства. Даже когда я покинул группу, Цой ни разу меня ни в чем не упрекнул. Конечно, его внезапная и ранняя смерть была для меня шоком, осталось много недосказанного. Так же, как и смерть барабанщика «Кино» Георгия Гурьянова.

 

В прошлом году в России вышли две книги о Сергее Курехине. К сожалению, мое поколение его практически не знает. Как вы считаете, почему музыка «Поп-механики» не доступна большинству слушателей?

— Упомянутые книги совершенно разные. Труд Кушнира «Безумная механика русского рока» — это, скорее, художественная литература, не лишенная определенной толики мифотворчества. Книга Кана более исторически выверена и точна, но и менее читабельна. В любом случае я приветствую популяризацию Курехина и его творчества. Когда вспоминаю Сергея, всегда вижу картинку из прошлого. Зимний солнечный день. С утра без звонка вваливается Капитан, и мы вместе с ним идем пешком в «Букинист» на Литейном проспекте. По дороге он приплясывает и напевает гнусаво Herbie Hancock «Rock It». Потолкавшись у магазина среди барыг, заходим в гости к Тимуру Новикову (знаменитый художник), потом идем в «Сайгон» и не спеша пьем кофе из треснутой чашки… Это были времена беспримесного и, казалось, бесконечного счастья!

 

Расскажите, пожалуйста, чем вы занимались после переезда в Англию?

— Было много разных проектов. Например, сотрудничество с группой GJ Hustler. Ее фронтмен Гари теперь живет на ферме в Южной Африке. Буквально вчера получил от него предложение сыграть в клубе Alley Cat на Denmark Street. Одно время я с удовольствием исполнял техасский электрический блюз в трио Texas Thunder. Потом в группе Kindle Trails. Теперь я в основном работаю в сфере звукозаписи. У меня есть маленькая компания Red Book Music и приличная звукозаписывающая студия. Я делаю все больше сессионной работы из дома, по Интернету.

 

Не могу не спросить о вашем сольном проекте Rina Green. Выложенные в сети треки производят исключительное впечатление. Собираетесь ли выпускать альбом, концертировать с новыми песнями?

— Rina Green, названная так в честь великой актрисы, создана на основе песенного материала моей супруги Алены Титовой. Ее песни отличают сила мысли и яркость образов, как текстовых, так и музыкальных. Однако мне не хотелось бы нахваливать созданный нами проект. Как только мы начали записывать и выкладывать в сети материал, к нам стало поступать огромное количество позитивных откликов с просьбой продолжать. Мы планируем записать с помощью английских музыкантов и партнеров 15 песен. С нами работает лауреат Grammy Jerry Boys. Наш барабанщик Liam Bradley играл 10 лет с Van Morrison. Гитарист Vinz Lamagna — известный в Лондоне композитор. Мы открыли сбор средств на завершение этого масштабного мероприятия. Альбом планируется выпустить летом.

 

Беседовал Фарид ХАЙРУЛЛИН

 

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя