Алексей РОМАНОВ: Цинизма в нашем обществе всегда хватало

0

 

По словам Алексея РОМАНОВА, бессменного лидера и идейного вдохновителя рок-группы «Воскресение», своим рождением коллектив отчасти обязан легендарной «Машине времени». В середине 70-х прошлого века вместе с Андреем Макаревичем группа сделала первую профессиональную запись.

С тех пор их творческие и жизненные пути неразрывно связаны: общие музыканты, концертные площадки и, конечно же, публика. А еще совместные концерты — двойная радость слушателям: «50 лет на двоих», «Музыка ручной работы» и другие. Вместе с тем, в отличие от неутомимой «Машины времени», регулярно выпускающей новые альбомы и активно гастролирующей уже более 45 лет, группа «Воскресение» время от времени брала тайм-ауты и переживала различные жизненные коллизии. Так, в начале 80-х Алексей Романов некоторое время провел в тюрьме за подпольную концертную деятельность, затем музыкантов взял под свое покровительство Ованес Мелик-Пашаев. В том же десятилетии появились очень интересные сольные проекты Никольского, Сапунова, Маргулиса, группа распадалась, выступала под названием «СВ» и, наконец, в 1994 году возродилась с первоначальным названием. Может, правы поклонники, считающие, что названия групп определяют характер их существования в истории. «Машина времени», не останавливаясь, несется сквозь эпохи, а «Воскресение» время от времени умирает и воскресает вновь. Мне, давнему поклоннику «Воскресения», грустно, что коллектив Алексея Романова с 2003 года практически не выпускает ничего нового, предпочитая переиздавать, перезаписывать и заигрывать на концертах до блеска старые хиты. Пожалуй, в перфекционизме с ними могут сравниться лишь музыканты Eagles, которые годами шлифуют песни сорокалетней давности. В канун очередного юбилея группы «Воскресение» нам удалось задать Алексею Романову несколько вопросов.

Алексей Дмитриевич, с момента выпуска последнего альбома группы («Не торопясь», 2003 г.) прошло уже более десяти лет. Как бы ни были хороши «золотые хиты», вашим поклонникам (особенно из числа молодежи) хочется услышать что-то новое. А то дошло до того, что нам приходится покупать альбомы Сергея Галанина или «Би-2», чтобы послушать новые песни в вашем исполнении.

Тридцать пять лет назад на «Воскресение» нежданно свалилась популярность. Означает ли это, что мы с того момента должны выдавать хит за хитом? Состав с годами менялся, в группе всегда участвовали талантливые и яркие артисты. Отчего-то история выглядит так, будто я несу персональную ответственность за репертуар. На самом деле сочиняю очень редко, не раньше, чем созреет внутренняя потребность. Если получается изобрести некий стих, оставляю его отлеживаться, порой на много лет. Со временем может выясниться, что для меня этот текст больше не представляет интереса. В то же время с удовольствием откликаюсь на разные предложения «поджемовать». За прошедшие десятилетия музыка пережила несколько смен форматов носителей: бобины, кассеты, винил, CD, видео, опять винил… Теперь она обосновалась на радио и в Интернете. А мне интереснее всего играть для публики живьем. 

Расскажите, пожалуйста, о вашем творческом сотрудничестве с Китаевым и группой «Евразия».

— С Юрой Китаевым мы играли в конце 80-х в группе «СВ», с тех пор поддерживаем дружеские отношения. Не раз он выручал «Воскресение», заменяя во время болезней Алексея Коробкова. В конце прошлого года мне предложили сыграть сольный концерт в маленьком клубе, я решил, что интереснее будет сделать программу с барабанами и басом. Созвонился с Юрием Китаевым и Петром Макиенко, за несколько репетиций сложили программу, получилось неплохо, теперь репетируем и обкатываем по клубам в Москве и Московской области. В основе концерта мои песни, не вошедшие в репертуар «Воскресения», в процессе работы трактовки пересматриваются, в этом плане темперамент и фантазия Китаева — сверхмощный реактивный двигатель, а опыт, вкус и обаяние Макеева создают новый для меня романтический хардроковый шарм.

С израильской группой «Евразия» — другая история. Осенью 2012 года со мной связался по Интернету Толя Вольф, автор песен и солист, и предложил принять участие в их концерте. Я, недолго думая, согласился. Тем более музыканты в «Евразии» — профессионалы. Мы отобрали несколько моих песен, отрепетировали их в Иерусалиме и представили публике. В результате концерт получился на пять с плюсом, из тех, что надолго остаются в памяти. Через некоторое время мы вместе выступили в Москве и в подмосковном Павлово-Посаде. Надеюсь, на продолжение интересного сотрудничества.

Интересно узнать подробнее о вашем увлечении восточной философией. Как она помогает в повседневной жизни? Говорят, вы даже в Бутырской тюрьме медитировали и учились левитации…

— Счастливым образом вся эзотерическая литература испарилась из моего дома так же неведомо, как и появилась. В свое время эта экзотика захватила многие умы, впрочем, интерес к восточным учениям несколько раз в столетие периодически возобновлялся. От Гурджиева, Блаватской, Рериха и Кришнамурти к Ауробиндо, Ошо и Махариши. Ничего не стану пропагандировать, если есть живой интерес, необходимые идеи сами тебя найдут. С прошествием лет некоторые постулаты выглядят для меня бредово, кое-что и до сих пор очень выручает. Левитировал я в одиночной камере в КПЗ подмосковного Одинцова, на третий день это не составляет особого труда. 

Как вы относитесь к творчеству другого любителя восточной философии Бориса Борисовича Гребенщикова и группы «Аквариум»?

— Не являясь поклонником «Аквариума», за творчеством Бориса наблюдаю с интересом, порой с восхищением.

В чем, по вашему мнению, секрет феноменального успеха Beatles?

— Чудо в поразительном совпадении множества факторов. В начале 60-х в Ливерпуле было огромное количество групп, на студии Abbey Road записывали самую разную музыку, рок-н-ролл был на пике свежести и славы. Пластинки продавались по всему миру огромными тиражами. Поп-музыка захватила планету в невиданном прежде масштабе. И вот — истинные гении получили признание при жизни. Список продолжают Led Zeppelin, Pink Floyd и The Police. Извините, если кого забыл. Из «Битлов» для себя я еще в юности выбрал учителем Джорджа Харрисона.

Какие у вас теперь музыкальные предпочтения? 

— Интерес к музыке появился в детстве, всегда нравилась народная музыка, не пропагандистская имитация, а что-нибудь удалое — молдаване, кавказцы. Очень любил Луи Армстронга и Эллу Фитцджеральд  — понятно почему. Когда появился рок-н-ролл, оказался вполне к нему готов, как и многие в то время. Слушал радио на коротких волнах, сквозь скрежет помех и глушители запретный плод казался еще слаще. Впрочем, в гомеопатическом разведении драйвовая музыка все же звучала по советскому радио и телевидению. По сравнению с этим благостные мелодии чучхе на вкус напоминали мыльную воду. Сейчас предпочитаю классику, иногда слушаю джаз и блюз, старые роковые команды, суфиев, латиноамериканцев. 

Ностальгируете по прошлому? Как считаете, можем ли мы рассчитывать в наше довольно циничное время на возрождение интереса к искусству?

— Не считаю нынешнее время каким-то особым. Цинизма в нашем обществе хватало с избытком и прежде. Далеко ходить не надо — читайте Чехова. Интерес к искусству надо воспитывать в семье и в школе, чтобы это стало обычным элементом грамотности. Утопия в духе Некрасова… Кстати, лидеры третьего рейха были вполне культурные и образованные граждане. И самыми кровожадными всегда были горячие романтики. 

Политические события в стране как-то затрагивают ваc?

— Стараюсь держаться подальше от политики. Гражданскими свободами пользуюсь внутри семьи, гонения на оппозицию рассматриваю как бездарный цирк. Борются за власть, значит — лезут в чей-то карман.

Вы неоднократно выступали в Казани? Сложилось ли у вас какое-то отношение к нашему городу? Может быть, есть какие-то любимые места?

— За последнее время город заметно похорошел, приосанился. Как москвич я больше всего люблю прогуливаться в районе Казанского университета. Это место обладает особой удивительной аурой. 

И напоследок, очень хотелось бы узнать, когда приедете в столицу Татарстана.

Признаюсь, «Воскресение» очень любит выступать в Казани, публика всегда принимает нас на «ура», наизусть знает все наши песни. Я надеюсь, что концерт в столице Татарстана не за горами. Мы будем счастливы встретиться с вами снова. Кто знает, может быть, споем и что-нибудь новенькое… 

 

Беседовал Фарид ХАЙРУЛЛИН

Фото Ирины ШУМСКИХ

 

 

Алексей Дмитриевич Романов (1952 г. р.) — лидер группы «Воскресение», которой в этом году исполнилось 35 лет. Прекрасная поэзия и великолепное исполнительское мастерство характеризуют этот коллектив, не случайно, практически все записанные им песни входят в золотой фонд российской музыки: «Снилось мне», «Снежная баба», «По дороге разочарований», «Радуюсь», «Не торопясь», «Кто виноват?» и др. 

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя