Ильдус ФАСХУТДИНОВ: О дорогах, мостах и развитии транспорта

0

Ильдус Ирфанович ФАСХУТДИНОВВ конце октября работники автотранспорта будут отмечать свой профессиональный праздник. Эту отрасль в Татарстане курирует Министерство транспорта и дорожного хозяйства, которое возглавляет Ильдус ФАСХУТДИНОВ. Он любезно согласился ответить на вопросы редакции, связанные с развитием автотранспорта и дорог в нашей республике.

— Ильдус Ирфанович, сейчас очень много говорится о широкомасштабной программе дорожного строительства в Татарстане. Это какая-то новая программа или продолжение Республиканской целевой программы «Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006 — 2010 годы»? Что в ней намечено?

— Действительно, речь идет о разработке новой долгосрочной программы строительства и реконструкции автомобильных дорог. Ее рабочее название «Развитие сети автомобильных дорог на территории Республики Татарстан на 2008 — 2012 годы и перспективы развития до 2017 года». Значительный рост экономики республики, реализация крупных инвестиционных проектов в промышленности, активная реализация приоритетных национальных проектов и новое строительство на селе привели к острой необходимости повышения уровня развития сети автомобильных дорог в Татарстане.

В настоящее время из-за несоответствия уровня развития дорожной сети спросу на автомобильные перевозки экономика и население страны несут значительные потери. Мы существенно отстаем от ведущих зарубежных стран по показателям подвижности населения, скорости доставки грузов, плотности дорожной сети, что приводит к снижению конкурентоспособности отечественных производителей, высокой доле транспортной составляющей в себестоимости продукции, сдерживанию роста производительности труда и объемов инвестиций. В создавшейся ситуации необходимо принять неотложные меры по качественному изменению состояния дорожной сети региона, росту ее протяженности, чтобы обеспечить развитие автомобильных дорог в соответствии с потребностями экономики и населения.

Опыт целого ряда стран показывает, что решение задачи развития дорожной сети может осуществляться только на уровне долгосрочных государственных программ, тем более что инвестиционный цикл реализации дорожных проектов длительный, от трех до семи лет, что требует соответствующего горизонта планирования инвестиций.

Кроме того, ограниченность финансовых ресурсов приводит к пониманию того, что средства не должны «распыляться» по всей территории, а инвестироваться по определенному перечню направлений. Основным критерием отбора таких направлений инвестирования должны стать стратегические приоритеты республики в решении следующих задач. Это, во-первых, развитие единой дорожной сети Республики Татарстан, включающей в себя федеральные, региональные, муниципальные автомобильные дороги, и обеспечивающей эффективное развитие и конкурентоспособность экономики. Во-вторых, разработка и инициирование на правительственном уровне предложений по реконструкции федеральных дорог в соответствии с развитием межрегиональных связей. В-третьих, формирование сети современных скоростных автомобильных магистралей на основных направлениях автомобильных потоков, в том числе в рамках государственно-частного партнерства. В-четвертых, реализация мероприятий, направленных на повышение качества дорожных покрытий и их долговечность. В-пятых, модернизация дорожно-уличной сети городов и населенных пунктов с преобладающим устройством асфальтобетонных покрытий. В-шестых, строительство подъездов с твердым покрытием к 1425 населенным пунктам республики с учетом реализации национальных проектов «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Здравоохранение» и «Образование». В-седьмых, приведение в нормативное состояние дорог по маршрутам следования школьных автобусов для доставки детей в централизованные школы в рамках реализации национального проекта «Образование».

Сюда же относятся и создание условий для  развития сети придорожного сервиса для обеспечения комфорта транзитных пассажиров, строительство обходов городов и населенных пунктов республики, реализация программы по ликвидации пересечений с железной дорогой на одном уровне со строительством путепроводов.

В связи с масштабом задач и ввиду ее социальной направленности предлагается принять программу развития сети автомобильных дорог как президентскую, наподобие уже реализованных программ по ликвидации ветхого жилья и газификации села. Этот вариант кажется нам наиболее целесообразным.

Сейчас идет процесс формирования и обсуждения с руководством республики концепции программы. Но министерство на месте не стоит. На сегодняшний день многие будущие пункты программы уже реализуются. К примеру, в Татарстане впервые в России началось строительство скоростной платной автомагистрали Альметьевск — Алексеевское. Сейчас там идут земляные работы.

Последние несколько недель мы провели целый ряд мероприятий по внедрению новых технологий в организациях дорожного строительства республики. В сентябре прошел всероссийский семинар по новым технологиям на базе ОАО «Дорожный сервис РТ». Новые технологии холодного ресайклинга, 3D–нивелирования и производство щебеночно-мастичной смеси эта организация начала применять первой не только в республике, но даже и среди регионов всей России. Совсем недавно на эту же тему прошла и коллегия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Татарстана, где принято решение внедрить уже со следующего года эти технологии на предприятиях дорожного строительства республики.

Идет активное строительство сельских дорог. Напомним, что по инициативе Президента Татарстана уже в 2007 году 137 населенных пунктов в Татарстане будут соединены дорогами с твердым покрытием. Бюджет программы на этот год составляет 1,9 млрд рублей.

— Наша республика получила из федерального центра большие финансовые средства на строительство дорог. Как планируется их использовать?

— В соответствии с заключенным соглашением правительства Республики Татарстан и Федерального дорожного агентства «Росавтодор» в 2007 году из средств бюджета Российской Федерации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог в нашу республику направлено 2 миллиарда 430 млн рублей. Из них 784 млн рублей направлены на строительство и реконструкцию региональных автомобильных дорог. Один миллиард 216 млн рублей выделены для Казани, в том числе 139 миллионов рублей на строительство IV транспортной дамбы — моста через реку Казанку. На 105,4 млн рублей проведена реконструкция автодороги Казань – Зеленодольск.

756,6 млн рублей потрачено на реконструкцию дорожно-уличной сети Казани. Не забыли и о селе, где идет строительство и реконструкция региональных автомобильных дорог. Всего на эти цели запланировано израсходовать 216,43 млн рублей.

В счет выделенных средств продолжаются работы по строительству автомобильной дороги Сорочьи Горы – Шали, соединяющей трассу Казань – Оренбург и М-7 «Волга» с мостовым переходом через реку Каму.

— Вы как-то сказали, что в ближайшее время нужно активно продолжить строительство мостов? Каких?

— Во-первых, необходимо завершить строительство мостового перехода через реку Каму у села Сорочьи Горы на автомобильной дороге Казань – Оренбург. Ввод второго пускового комплекса первой очереди строительства мостового перехода в соответствии с Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России» запланирован на 2009 год. Однако в данный момент соблюдение этого срока затруднительно по ряду причин. Но все равно в настоящее время ведется работа с Министерством транспорта Российской Федерации о выделении из бюджета Российской Федерации дополнительных финансовых средств на завершение строительства.

Во-вторых, стоит задача реконструкции моста через реку Вятку у Мамадыша на автодороге М-7 «Волга» Начало работ запланировано на 2008 год за счет средств бюджета Российской Федерации. Эти работы будут вестись в рамках реконструкции автодороги М-7 «Волга». После завершения работ движение на данном участке автодороги будет осуществляться в 4 полосы – по 2 в каждую сторону.

Третья задача — мост через реку Волгу у города Тетюши.

Строительство данного моста рассматривалось при разработке транспортной стратегии Республики Татарстан до 2040 года в целях повышения надежности транспортной сети нашей республики, улучшения показателя транспортной доступности населения. Ориентировочно на 2009 — 2010 годы запланировано начало разработки проектно-сметной документации.

Четвертым стоит план строительства моста через реку Каму, предположительно у Чистополя.

Ну и конечно планируется строительство малых мостов на региональной сети автомобильных дорог, особенно на подъездах к населенным пунктам. В 2007 году намечено ввести в эксплуатацию 8 мостов.

— В последнее воскресенье октября в нашей стране отмечается День работников автомобильного транспорта. Нынешний праздник приходится на 28 октября. К таким датам обычно подводят какие-то итоги – их татарстанцы видят воочию ежедневно, скажите лучше о перспективах развития автомобильного транспорта в  республике. Что нас ждет? 

— В  Республике Татарстан началось внедрение единой республиканской автоматизированной системы бронирования и продажи билетов по регулярным, межмуниципальным автобусным маршрутам. Проведенная модернизация оборудования на автовокзалах позволяет осуществлять продажу билетов в любой кассе на любой день и на любое направление, забронировать билет по телефону, получать информационные справки по всему республиканскому расписанию (междугороднему и пригородному). Данную работу планируется завершить в текущем году.

Это первая в Российской Федерации система, создаваемая в масштабах региона. Основные составные части системы — продажа и бронирование билетов, диспетчерский контроль и управление междугородными перевозками и обеспечение взаиморасчетов между перевозчиками.

Необходимо отметить, что ранее понятие «качество транспортного обслуживания» ассоциировалось в основном с культурой обслуживания населения и не более того. Однако работа с населением показала, что понятие качества в сознании потребителя транспортных услуг не ограничивается одним лишь этим. В связи с чем возникла необходимость оценки работы пассажирского транспорта не на основе абстрактных цифр, а за счет системы индикаторов, апробированных на практике и утвержденных законодательно, которые бы позволили дать адекватную оценку качества предоставляемых населению услуг, включающую следующий набор показателей: доступность транспортной системы, уровень комфортабельности транспортной системы, безопасность перевозок, уровень технологической организации работы транспорта на маршрутах, затраты времени и средств на передвижение.

Таким образом, министерство начало разработку подобной системы, устанавливающей перечень требований по обеспечению надлежащего уровня качества перевозок пассажиров и позволяющей оценить качество. Эта система, к примеру, предлагает рассчитывать такие параметры, как физиологический индекс комфорта, комфорт ожидания транспортных средств, о которых мы в большинстве случаев и не задумывались оценивая работу пассажирского транспорта.

— Ваши поздравления работникам автотранспорта Татарстана.

От имени Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и от себя лично в этот торжественный день поздравляю всех коллег с Днем работников автомобильного транспорта!

Хочу выразить признательность и уважение водителям, ремонтным рабочим, инженерно-техническому персоналу за самоотверженный труд для блага нашего народа!

От всей души желаю успешной и плодотворной работы, крепкого здоровья, счастья и благополучия родным и близким!

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя