Ловец истории

0

Фарит МУРАТОВ, фотокорреспондент газеты «Казанские ведомости»

 

Фарит МУРАТОВ, фотокорреспондент газеты «Казанские ведомости», относится к уходящему поколению профессионалов. Мультимедийность требует от журналиста быть универсальным. А электронные носители, в которые «переехали» средства массовой информации, кардинально изменили отношение к фотографии. Конечно, качественные фоторепортажи не утратили своей ценности. Но чтобы создавать их сегодня, нужна по-настоящему высокая преданность своему делу, чего, бесспорно, у Муратова не отнять.

 

Фарит Фагимович, сколько лет стажа вы уже накопили?

— В профессиональной фотографии я с 1978 года. После школы поступил учиться в учебно-производственный комбинат при «Татфото». Позже, уже после окончания университета, работал начальником фотолаборатории завода, параллельно снимал для заводской многотиражки. В редакцию газеты «Казанские ведомости» я пришел в начале 1999 года.

Почти 40 лет в профессии и 16 лет в гуще событий республики…

— Да, на службе Его Величества Репортажа. Константин Симонов говорил: «Человек, смотрящий сквозь объектив фотоаппарата, останавливает жизнь». Мы работаем для истории, чтобы запечатлеть происходящее таким, каким видят его современники. И потому, как поется в известной песне, я в дороге, я в пути…

Какие события, произошедшие в Татарстане за последние 15 лет, особо запомнились вам как фоторепортеру?

— Закладка метро в Казани, тысячелетие города…. Дебютный выход «Рубина» в Премьер-лигу в 2003 году. Какая это была эйфория для болельщиков!

Спорт — одна из ваших любимых тем?

— Да, но не могу сказать, что она главная. У меня нет приоритетных тем. Работая фотокорреспондентом, ты должен быть разноплановым. Нельзя специализироваться на чем-то одном. Этим и отличается фоторепортер от фотографа. Последний режиссирует кадр, снимает постановочно. А фотокорреспондент ловит стремительно ускользающие моменты жизни и снимает все: от политики до спорта, от возвышенного до низкого. Триумфы и трагедии.

 

 

Морально трудно, когда твоим заданием становится людское горе…

— Кадры трагедий, катастроф шокируют. Но ты делаешь их, чтобы больше это не повторялось. В душах людей остается отпечаток, который влияет на дальнейшую жизнь.

Каковы главные правила хорошего фоторепортажа?

— Стремиться уловить суть момента. Какое бы событие ни происходило, в нем есть главная мысль, идея. Возьмем, к примеру, митинг. Ты как фоторепортер смотришь на эмоции людей, на то, что написано на транспарантах. И как движутся митингующие… Сплоченным строем или хаотичной толпой. Или другой пример. Вы снимаете строгое совещание. Казалось бы, скучные условия для репортажа. Но вот кто-то задает вопрос. Как он делает? Важны мимика, жесты. А как его воспринимает президиум? Главное — живые эмоции людей, которые всегда можно разглядеть.

И, конечно, репортер должен уметь оказаться в нужное время в нужном месте. При этом спланировав заранее свою работу. Важно приходить на мероприятие заранее, хотя бы за полчаса, найти выгодные ракурсы. Полезно перед мероприятием посмотреть, как оно проходило, например, в прошлом году, какие остались снимки. Чтобы в этот раз не повториться.

Неужели вам удается так тщательно готовиться к работе, когда за день проходит пять, а то и десять съемок?

— За много лет работы это доведено до автоматизма. Как только я получаю в редакции задание, в голове начинается процесс подготовки…

 

 

Современное печатное издание выходит в разных форматах: на бумаге, на сайте, через мобильное приложение… Это меняет требования к фотографии?

— Безусловно. В связи с появлением цифровой фотографии она стала обыденной. Для сайта можно сделать снимок и с телефона, там не нужно высокое качество — только оперативный повод. От журналиста сегодня требуют, чтоб он и снимал, и писал. Но получается этакий двойной полуфабрикат. Поэтому обострился дефицит фотокорреспондентов. Ушли корифеи журналистики, которые работали в 90-х годах. А для молодых нет школ подготовки.

Это серьезная проблема…

— Более чем. Например, в прошлом при Союзе журналистов СССР действовал факультет фотожурналистики, куда направляли из редакций газет и журналов. Я прошел двухгодичное обучение на этом факультете, получал задания, советы и рецензии от фотокорреспондентов центральных газет, что, конечно, очень сильно на меня повлияло. Но сегодня эта школа утеряна. На отделении журналистики университета за последние 20 лет не подготовлено ни одного профессионального фотокорреспондента…

Получается, нужно постигать профессию самообразованием.

— Без посторонней помощи, без оценки со стороны трудно состояться как фотожурналисту. Постановочная фотография — легкий жанр, а вот репортажу нужно учиться. Мы истребили все хорошее, что у нас было, как пел Высоцкий. В частности, сегодня нет наставничества. Приходит выпускник университета, его сразу бросают на сложные задания. И оценивают со стороны: справится — не справится, выплывет или нет… А ему трудно одному. Неслучайно по советскому законодательству молодого специалиста нельзя было увольнять в течение трех лет. Теперь же запросто. Это огромная проблема.

Вам хотелось бы передавать свой профессиональный опыт молодым коллегам?

— Боюсь, им это не нужно. Опыт поколений не в чести у современной молодежи. Они максималисты, мечтают о выгодных условиях работы, тяготеют больше к тележурналистике. За 16 лет моей работы в редакции «Казанских ведомостей» ни один выпускник журфака не закрепился в газете.

Вас беспокоит то, что традиции фотодела могут быть утрачены?

— Очень. Еще пять-десять лет — и в Татарстане может наступить «конец фотографии», да и прессы тоже. У нас не понимают, что газета — это живое общение, ее нельзя заменить. Если вы посмотрите на зарубежный рынок СМИ, то он заполнен «толстушками». И на первых полосах — фоторепортажи. Глядя на ленты мировых агентств, просто удивляешься, какое внимание там отводят фотографии… А у нас уходит даже понятие «первая полоса». Представление о ней сейчас размыто.

 

 

Выходит, за рубежом возродилась бумажная пресса?

— Именно! Когда останавливаешься в заграничной гостинице (я часто выезжаю в командировки с «Рубином») и просишь пароль для выхода в Интернет, в ответ искренне удивляются. Спрашивают: «Вы что, еще смотрите новости на сайтах? Для нас это то же самое, что написать на заборе. Разве можно доверять Интернету?» Бумажная версия — это гарант профессионализма, объективности, правдивости. В Англии, Германии, Америке народ привык верить газете. К тому же подшивки сохраняют историю, которая будет доступна и через 100-200 лет.

На ваш взгляд, в татарстанской прессе сохранились площадки для представления качественных фотографий?

— Есть отдельные островки, в том числе и «Элита Татарстана». Но все же очень мало. В Советском Союзе такой площадкой был журнал «Советское фото». Все приобщались к фотоискусству. Сейчас таких изданий нет даже на федеральном уровне. Например, журнал «Русский репортер» печатает крупные фоторепортажи, но журнал в целом сильно политизирован. А «Советское фото» представляло все жанры фотожурналистики: и репортаж, и пейзаж, и портрет. Учил понимать художественный смысл фотографии, которая сегодня для многих стала просто картинкой…

Однако новые фотовыставки регулярно открываются и вызывают интерес зрителей.

— Гораздо меньше, нежели раньше. Фотография стала слишком доступна и потеряла свое таинство. Сделать селфи — это просто самореклама. А человек, который сам снимал, проявлял, печатал, вкладывал в свое дело душу. Теперь все делает техника.

У вас есть любимые фотомастера и учителя в фотожурналистике?

— Один из профессионалов, которого я всегда буду ценить, — это Василий Мартинков, фотокорреспондент «Вечерней Казани». Блестящий знаток фотожанра. Снимки Мартинкова было легко распознать среди других. Никто не мог так выражать людей и события, как он. Бесспорно, это большой мастер. К сожалению, в 2004 году Василий Егорович трагически погиб, но и спустя десять лет многие его работы остались непревзойденными.

Значит, фотожурналист, как и художник, должен стремиться быть узнаваемым?

— В этом весь смысл творчества. Ты должен взглянуть на событие так, как никто другой. И поймать кадр, который уже никогда не повторится. Так, в 2011 году мои работы оценило жюри конкурса «Журналистская Россия». Среди них был репортаж с проходившего в Казани «Вальса невест». На одном из фото десятки девушек в пышных белых платьях на бегу синхронно подпрыгивают! Ну, когда вы еще увидите такую картину?

Нынешний год ознаменован новыми наградами. Вам вручены памятная медаль и грамота «За активное участие в подготовке и проведении XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в городе Казани», главная республиканская профессиональная награда — премия «Хрустальная перо».

— Конечно, премии и поощрения дают стимул к работе. Но, признаюсь честно, я никогда о них не думал. Скажу более: награды приходят, когда их меньше всего ждешь. Все закономерно: если уходишь с головой в работу, получается достойный результат и приходит признание.

Фарит Фагимович, спасибо за ваше честное отношение к профессии. Дальнейших вам творческих успехов!

 

Беседовала Диана ГАЛЛЯМОВА

Фото Фагита МУРАТОВА

 

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя