Творчество, деньги и общество

0

Зуфар ГИМАЕВ

Зуфар ГИМАЕВ

 

О проблемах современного художественного искусства мы поговорили с Зуфаром ГИМАЕВЫМ, председателем правления Союза художников РТ. Возможно, кому-то его ответы покажутся спорными, но, думаю, равнодушными не оставят никого.

 

Зуфар Фаатович, вы возглавляете Союз, поэтому хорошо знаете и проблемы современного искусства, и жизнь художников…

К сожалению, идет упадок искусства. Это проблема не только Татарстана, но и России в целом. В чиновники пробрались люди, которые диктуют правила, пытаясь подчинить себе свободолюбивых художников. А творческие деятели не могут жить по указу, им нужна свобода. Актуальное искусство — вот что нужно некоторым чиновникам, находящимся у власти.

 

Что вы имеете в виду под «актуальным искусством»?

— Полагаю, произведения, вызывающие отклик большего количества народа, то есть то, что угодно массе. На Западе одно время представляли на выставках куски, извините, дерьма. И было много посетителей! Ходили, смотрели, фотографировали, восхищались. Позор! Люди, с неразвитым вкусом принимают то, что им дают, особенно если это подкреплено рекламой. Поэтому и появляются такие выставки и художники.

 

Но ведь живо и искусство, веками вызывавшее восхищение людей. Оно сегодня не актуально?

— Для большинства, получается, нет. Ведь это же нонсенс, конец всему! Как может быть не востребован, например, реализм! Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрандт — реалисты, все мы до сих пор восхищаемся их картинами. Если кто-то решит провести анализ и день посвятит выставкам реализма и модерна, то увидит, что людям все-таки ближе первое, потому что реализм дает человеку силы и энергию. Художник вкладывает душу в картину, годами дополняя и совершенствуя образ. Только при таком подходе к работе рождается искусство.

 

Вы считаете, что творчество «для масс» балласт для искусства?

— Безусловно. Но оно имеет место быть. Искусство, прежде всего, призвано развивать людей, а не способствовать их деградации. Картины должны писать профессионалы, но никак не те, кто начитался по верхушкам книжек и думает, что все может. И не выскочки, которые, не имея достаточных знаний, но, располагая средствами, считают себя чуть ли не рафаэлями, великими искусствоведами и все понимающими специалистами. Сегодня чиновники прислушиваются к тем, кто у руля и у кого много денег. Многие из них далеки от настоящего искусства, но все равно пытаются манипулировать творческим процессом. Из интеллигенции выбираются крупицы, творчество которых в дальнейшем популяризуется, а талантливый мастер голодает. К счастью, есть творцы, которые дышат искусством. Но им не дают выражать свое мнение, потому что они говорят правду. Отсюда и идет падение творческого уровня. А ведь только настоящий художник может и создать, и разглядеть подлинное произведение. Для того чтобы стать таким профессионалом, нужно на протяжении всей жизни работать над собой, совершенствуя способности и учиться, учиться, учиться.

 

 

А как же самоучки, которым талант дан от Бога?

— Повторяюсь, хороший художник — это, прежде всего, профессионал. Конечно, есть Богом одаренные самоучки, но они все равно приходят к тому, что нужно обучиться и получить хорошее образование. Антон Павлович Чехов, один из моих любимых писателей, говорил: «Я иду по лестнице, которая называется прогрессом, цивилизацией, культурой, иду и иду, не зная определенно, куда иду, но, право, ради одной этой чудесной лестницы стоит жить». Я бы добавил: не важно, достигну ли я цели, но то, что я иду к ней, уже прекрасно. А тот, кто свернет с пути и польстится на золотого тельца, зарабатывая халтурой, выполняя произведения спустя рукава и без души, — уже не художник. Настоящий творец не поддастся этому никогда!

 

Во времена вашей молодости деньги тоже мешали искусству?

— Раньше все было строго, и от требовательного отношения поддерживался хороший серьезный культурно-общественный уровень. После перестройки грязь всплыла наверх и в искусстве стало очень много ненужного. Я успел «поймать» прошлое и нынешнее поколение, все это видел и знаю, о чем говорю. Сейчас при наличии средств можно приобрести все что угодно. К примеру, звания. Их и раньше покупали, но теперь все гораздо проще. Безусловно, человека нельзя судить по его материальному положению: состоятельный — значит, плохой. Истрия сохранила массу примеров — меценаты Юсупов, Алафузовы, Морозов, Мамонтов, Третьяков и другие. И в наше время есть люди, богатые и материально, и духовно. К сожалению, их немного…

Зуфар Фаатович, некоторые считают, что реализм как направление в живописи и фото близки. А вы как считаете?

— В восьмидесятых годах я был в Германии, и там у меня возник спор с одним педагогом, он прекрасный человек, старой закалки и хороший преподаватель. Зашел у нас разговор о реализме и о фотографии. Он говорил, что реализм устарел и фото может его заменить. Якобы сейчас можно снять любую композицию, перевести на холст, повесить в раму, и все — картина готова. Зачем мучиться, рисовать, годами учиться? А ведь фото и реализм разные виды искусства, и сравнивать их нельзя. Хотя… Я привел такой пример. Русская художница Романова Татьяна написала реалистическую картину — полевые цветы и отправила свою работу на конкурс «Мир во всем мире», в котором участвовало множество художников из разных стран. И получила Гран-при. Люди видели в этой картине добро, им не хотелось войны, они желали мира. Вроде простой натюрморт, но он «задавил» всех своей силой. Фото такого передать не сможет. Хороший снимок притягивает людей, но не заряжает той энергией, которую человек получает от просмотра картины. У художника в произведении собирательный образ, фото этого никогда не передаст, каким бы прекрасным оно ни было.

 

Думаю, многие не согласятся с вами. Ведь есть фотографии, излучающие энергетику автора, отражающие его отношение к миру…

— Чтобы «найти» хороший кадр, фотограф сделает сотни фото и выберет самое лучшее. А художник делает не просто похожий на натуру портрет. За время работы, а это далеко не один сеанс, он увидит все особенности человека и отразит это на холсте. Над «Моной Лизой» Леонардо да Винчи работал несколько лет, дописывал, совершенствовал. Миллионы людей сегодня восхищаются этой картиной. Она завораживает сознание, чем дольше на нее смотришь, тем больше она притягивает. Идет контакт, человек уходит вдохновленным. Разве это не сила реалистического искусства? И все-таки сравнивать реализм и фото нельзя, каждый из них имеет право на существование и любовь почитателей.

 

 

Зуфар Фаатович, чем сегодня занимается Союз художников РТ?

— Не хочу хвалить ни себя, ни правление, но в нашем Союзе художников еще живет искусство. Мы проводим множество мероприятий, стараясь развивать художественную деятельность РТ. Совсем недавно прошел симпозиум в Болгаре «Миф и реальность» в рамках проекта «Арт-экспедиция». В мероприятии приняли участие художники со всего Татарстана. Ранее оно не проводилось, это стало возможно только при нашем Союзе. На фоне событий, произошедших на Украине, Госсовет РТ планирует проведение выставки «Крым в моем сердце». И уже в августе этого года мы поедем туда на арт-экспедицию. Художники, среди которых есть и мастера с ограниченными возможностями, ожили, у них загорелись глаза, и они вдохновлено взялись за работу — это же здорово! Правление наполнено чувством радости от такого результата проделанной работы. Татарстанский Союз старается помочь тем, кого больше никто не поддержит, учитывая ошибки других союзов, которые душили молодое творчество. В искусстве, как и везде, существует борьба, но творческий человек по своей сути не боец. Он не может воевать, отстаивать права, а если все-таки приходится это делать, то он частично жертвует своим искусством. Сегодня, к сожалению, очень многие борются за свое существование, поэтому уровень профессионализма падает. Мы стараемся морально поддерживать художников, если есть возможность, то помогаем и материально.

 

А государство вас как-то поддерживает?

— Раньше помощь была более существенной. Благодаря госзаказам произведения искусства закупали с крупных выставок. Сейчас — это небольшие средства, выделяемые только на выставочную деятельность. Искусство как-то надо поддерживать, поэтому местные власти выделяют нам небольшую сумму денег… Главное — энтузиазм и верность идеалам. Мы очень любим свою работу, Родину, поэтому и трудимся здесь. Хотя могли бы уехать за границу и зарабатывать там большие деньги. Настоящий художник может получать хорошие гонорары за свои работы, но опять-таки — если он начинает зарабатывать своим промыслом и халтурить, то искусство теряется.

 

Как же тогда зарабатывать?

— Другими способами. Был в нашем Союзе художник — Зарипов Ильдар, я считаю его хорошим мастером. Он для того,чтобы не испортить себя, зарабатывал не халтурой, а преподаванием. Лично я изучил искусство пантомимы и руководил студией, также преподавал и продолжаю преподавать специальные дисциплины по искусству. Таков мой заработок, пусть небольшой, но главное — мое искусство от этого не страдает. Я не ушел в сторону, не поддался искушению денег и горжусь этим. Картины можно и нужно продавать, но лишь те, что художник рисовал сердцем и душой — они хранят искусство. К сожалению, их не всегда оценивают по достоинству. Но жить надо, поэтому отдаешь за ту сумму, которую предлагает покупатель, а недоплаченные средства лично я считаю подарком, благотворительностью.

 

Жизнь художника нелегка, и все же…

— Прекрасна! Молодежь хочет заниматься искусством, таланты есть и всегда будут. Это уже закон космоса. Можно взять любую эпоху, даже самую древнюю — времена наскальных рисунков, их делали способные люди, значит, творцы были уже тогда. Писали самые-самые, кому Бог дал. Творческие деятели были и есть, их надо поддерживать. Бездарный сам себе пробьет дорогу, а таланту нужно помочь — это всем известная истина.

Главное для художника — сохранить свое искусство и не поддаться искушению денег, тогда все будет хорошо. Хотелось бы вспомнить Руми Джалаледдина — это прекрасный поэт-суфий тринадцатого века. Еще с тех времен он вел к духовному и материальному единению. И я с ним полностью согласен, во всем должна быть гармония. Если люди с детства будут это понимать, то культура будет расти, а значит, настанет и мир на земле.

 

Зуфар Фаатович, спасибо вам за интервью. Удачи в творчестве и в жизни!

 

Беседовала Гузеля СЕМЕНОВА

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя