Ужесточение закона как воспитательная мера

0

ифкат МИННИХАНОВ, начальник Управления ГИБДД МВД по РТ полковник милицииРешением коллегии МВД Республики Татарстан 2007 год был объявлен в республике годом повышения безопасности дорожного движения. О предварительных итогах года, проблемах на дорогах и путях их решения, водителях и пешеходах, штрафах, светофорах и о многом другом рассказывает гость нашего журнала — начальник Управления ГИБДД МВД по РТ полковник милиции Рифкат МИННИХАНОВ.

— Рифкат Нургалиевич, можно ли говорить о тенденции снижения ДТП? И меняются ли причины возникновения аварийных ситуаций?

— К сожалению, мы вынуждены говорить о росте количества погибших. Если в прошлом году за 11 месяцев погибло 665 человек, то в этом году — 709. Правда, количество самих аварий, как и общее количество пострадавших в них, уменьшилось. Характерно, что причиной каждого третьего ДТП является нарушение скоростного режима, а каждого десятого — управление транспортным средством в нетрезвом состоянии.

— Вы сами как-то говорили о том, что необходимо менять в корне менталитет водителей, напрочь забывающих за рулем об элементарной культуре поведения. По-вашему, какими средствами это достижимо?

— Есть быстрый путь. Это принятие жесткого закона. Не такого, чтобы «ни вашим, ни нашим», а именно жесткого. Это воспитательная мера, призванная изменить сознание водителя, и, соответственно, сделать ситуацию на дорогах более безопасной. Так или иначе, человек должен осознавать, что переступив закон, он должен понести существенное наказание. Согласитесь, главный определяющий фактор во многих отношениях в обществе материальный. Поэтому должны быть наказания, согласно которым нарушать правила экономически невыгодно. В этом случает, хоть в какой-то степени, но мы изменим менталитет водителя.

К примеру, именно благодаря ужесточению наказания за управление в нетрезвом состоянии сегодня наблюдается снижение этого показателя. В августе нынешнего года были повышены штрафы за выезд на полосу встречного движения, и это уже дает свои положительные результаты. Но не будем забывать, что каждое третье ДТП происходит из-за несоблюдения скоростного режима. А вот как раз по скорости существенного изменения в законе не произошло, поэтому и продолжают лихачить.

А вообще, культура начинается с воспитания в дошкольных учреждениях, школах, семье. Это долгий путь, но и самый эффективный. Наша стратегия воспитания грамотных и ответственных участников дорожного движения построена именно на этой предпосылке. Сегодня по всей республике с нашей помощью в базовых детских садах оснащаются кабинеты по изучению Правил дорожного движения и освоению навыков безопасного поведения на дорогах. На сегодня их насчитывается 495. Почти в трех тысячах детских дошкольных учреждениях оформлены уголки ПДД.

Кроме того, с трудом, но мы все-таки решили вопрос о включении в школьную программу уроков по ПДД. Практику дорожного движения дети осваивают в кружках и клубах картинга. Организация детского картинга в республике — это один из предметов нашей гордости. В городах и районных центрах Татарстана работает 60 картклубов, в которых ежегодно проходят обучение более полутора тысяч детей от 8 до 16 лет. Последняя ступень базовой подготовки будущих культурных и умелых водителей — это детская юношеская автошкола. Первую мы открыли в 2002 году, а сегодня по всей республике работают 70 автоклассов ДЮАШ, в которых ежегодно проходят подготовку и сдают квалификационные экзамены на категорию «В» более 3 тысяч учащихся выпускных классов.

Ну и, конечно, воспитание будущих культурных пешеходов и водителей невозможно без участия семьи. Здесь прежде всего необходим личный пример поведения на дороге со стороны родителей.

— Насколько вам самому комфортно ездить по казанским улицам?

— Я ездил по дорогам многих городов, и не могу сказать, что только в Казани игнорируются правила дорожного движения. Их нарушают и в Уфе, и в Москве, и в Перми, и в Саранске, и в Ульяновске. Поэтому выделять Казань как лидера в этом печальном списке я бы не стал. Могу сказать, что за 11 месяцев этого года в республике мы выявили более миллиона 650 тысяч нарушений. Много? Да, очень. Но разве это не говорит об эффективной работе сотрудников Госавтоинспекции, тщательно выявляющих все нарушения? Если бы в других городах все было благополучно в этом плане, значит, не было бы аварий. А они есть. Можно посмотреть статистику, послушать новости, чтобы убедиться в этом. Во многих городах сегодня стремительно увеличивается количество автотранспорта. А расширение дорог, создание мест для парковки или новых подземных пешеходных переходов происходит гораздо медленнее, что тоже сильно влияет на возникновение аварийных ситуаций.

Существует ли в республике единая база данных нарушителей ПДД?

— Да, существует, и довольно внушительная. Каждый год она пополняется, накапливается, и никогда не «стирается». Мы можем поднять «родословную» нарушителя за несколько лет. Общая база данных покажет, что числится за конкретным водителем, какие именно нарушения, где и когда он задерживался. Кроме того, это и контроль за тем, чтобы штрафы взыскивались полностью и в обозначенные законом сроки. База комплексно, по всем аспектам позволяет контролировать главную фигуру на дорогах — водителя.

Многие ведь, даже зная, что явно виноваты в произошедшей аварии, сразу начинают сопротивляться, мол, докажите. А доказать можно. В Казани создается Центр видеонаблюдения, включающий 134 видеокамеры, установленные на улицах и в местах массового скопления людей. Из них 44 видеокамеры ориентированы на перекрестки. Есть Центр видеонаблюдения в здании УГИБДД. Кроме того, патрульные машины оснащены мобильными системами видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Они обеспечивают автоматическую фотофиксацию факта нарушения скоростного режима и иных нарушений применительно к конкретным условиям, например, проезд на запрещающий сигнал светофора, обгон, пересечение сплошной линии разметки.

Таким образом формируется доказательная база. Согласно Кодекса РФ об административных правонарушениях, данные, полученные с помощью показаний специальных технических средств также могут являться доказательствами по делу о подобных правонарушениях.

Несколько лет назад отдельные специалисты предлагали рассмотреть вопрос о введении новой системы получения прав, когда для новичков вводится двухлетний испытательный срок. Как вы относитесь к подобному предложению?

В каждом предложении есть рациональное зерно. И изобретать велосипед здесь не надо. Нужно изучать практику обучения и выдачи водительских документов в тех странах, где безопасность на дорогах на должном уровне. А потом не один в один, а с учетом наработанной практики переложить на российскую действительность. Но применимо ли оно, это «зерно», к нашей почве, будут решать компетентные люди, специалисты. Есть соответствующие институты, которые этим занимаются.

Обычно, если что-то внедряется, сначала проводится эксперимент. Например в Челябинске есть экспериментальный автогородок. Там проверяется на российской практике корейский вариант, когда прием экзаменов в автошколах полностью автоматизирован. В этом есть свои плюсы, но стопроцентного применения в российской действительности этот метод, пожалуй, не получит. Не всегда то, что хорошо у кого-то, применимо к нашей стране…

На ваш взгляд, каковы главные причины не совсем качественного преподавания в отдельных автошколах? Какие меры принимаются по исправлению этой ситуации?

— Недостаточная база материальной оснащенности автошкол, невысокий уровень подготовки инструкторов и, соответственно, неполноценное выполнение учебного плана. Вот три составляющие. Необходимо более жестко принимать экзамены от этих образовательных учреждений. Благодаря решению комиссии по безопасности дорожного движения и решению заседания правительственной комиссии и коллегии МВД на Госавтоинспекцию возложена функция контроля за процессом подготовки водителей (посещаемости занятий, состояния материально-технического оснащения, подготовленности инструкторов). На основании этого мы входим в состав комиссии лицензирования при министерстве образования республики. Через эту комиссию мы влияем на приостановление действия или на отзыв лицензий тех образовательных учреждений, которые не выполняют требования, необходимые при подготовке водителей. Может быть, такую форму нельзя считать суперэффективной, но, по крайней мере, мы имеем какой-то рычаг воздействия на автошколы.

— Есть ли в республике обширная программа по безопасности дорожного движения, в которой расписано, сколько городу необходимо светофоров, разметок, где что нужно реконструировать, какую программу выпускать на телевидении и т. д.?

— Есть программа по безопасности дорожного движения на 2008 — 2009 годы. Она в основном касается работы с дошкольными учреждениями, школами, деятельности Госавтоинспекции, частично строительства пешеходных переходов и т. д. В целом в Татарстане существует комплексный подход к этой проблеме различных организаций. Есть ведь программа дорожных работ, где тоже учитывается безопасность движения, другие программы. Медленно, но проблема будет решаться.

— Много говорят о коррупции на дорогах. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Сначала нужно определиться в том, что такое коррупция. То, что иногда случается в рядах сотрудников Госавтоинспекции, я думаю, нужно называть не коррупцией, а незаконным получением денежного вознаграждения. Я сожалею, когда СМИ, занимающиеся исследованием общественного мнения, во время проведения опросов почему-то на первое место ставят вопрос о коррупции на дорогах. Но ведь это вопрос очень спорный. Кто больший ущерб наносит экономике страны: отдельные несознательные сотрудники ДПС, позволившие себе 50 — 100 рублей, или все-таки другие люди? Конечно, я ни в коем случае никого не защищаю, перед законом все равны. Нужно нести наказание и за 50 рублей, если ты позволил себе незаконно их присвоить. А чтобы в обществе не возникала тема коррупции на дорогах, могу дать всем простой совет: не давайте взяток. Тогда и коррупция исчезнет.

Беседовала Альбина ХАЗИЕВА

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя