Есть чем гордиться, есть к чему стремиться

0

Рамиль МИФТАХОВ

Рамиль МИФТАХОВ, генеральный директор агентства индивидуального туризма «Персона Грата», Президент ассоциации туристских агентств РТ

 

«Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома», – заметил как-то французский писатель Анатоль Франс. Верно сказано! Тяга к перемене мест у многих из нас – особая потребность. Тенденция последнего десятилетия – повышенное внимание россиян к необъятным просторам своей страны. Радует, что Казань входит в число популярных туристических направлений. В прошлом году столицу Татарстана посетило почти три миллиона туристов (включая зарубежных гостей, поток которых тоже с каждым годом растет). Об этом и не только наш разговор с генеральным директором агентства индивидуального туризма «Персона Грата», президентом Ассоциации туристских агентств РТ Рамилем МИФТАХОВЫМ.

 

Рамиль Зуфарович, 2017 год объявлен Организацией Объединенных Наций Международным годом устойчивого развития туризма. Республика Татарстан – один из лидеров среди регионов РФ в сфере туризма. На ваш взгляд, что необходимо делать, чтобы не уронить эту планку?

– Следует помнить, что эта отрасль всегда нуждается в динамичном развитии. Нельзя останавливаться: чего-то достигнув, надо сразу ставить новые цели. Тем более что есть большое поле для деятельности, ведь статус третьей столицы России дает массу идей специалистам. Третья столица может быть и спортивной, и религиозной, и гастрономической, какой угодно, лишь бы узнаваемой в положительном плане. Кроме Казани, популярными туристическими направлениями республики являются Свияжск, Болгар, Елабуга, Чистополь и Тетюши. Помимо культурно-познавательного, событийного, религиозного, сейчас много и других разновидностей туризма. Часто люди приезжают на выходные, чтобы просто посмотреть новые места. Если не пойдут в музей, то могут погулять по набережной, посидеть в уютном ресторанчике, поплавать в аквапарке.

Всем известно, что в следующем году Россия принимает главное и самое популярное мировое спортивное событие – чемпионат мира по футболу. Мировые чемпионаты в любом виде спорта имеют большую аудиторию болельщиков, но футбол в любом случае выделяется по масштабности и всенародной любви. С ним могут поспорить только Олимпийские игры. В Казани пройдут несколько матчей чемпионата. И подготовиться к этому нужно более чем основательно. Средств размещения гостей футбольного мероприятия достаточно, но в любой момент можно задействовать такой мощный ресурс, как Деревня Универсиады. Конечно, Казани не привыкать к спортивным мероприятиям высокого уровня, но каждый раз надо ставить более высокие задачи, придумывать новые фишки, воплощать в жизнь креативные идеи.

Не только ведь столица Татарстана готовится к приему игроков, болельщиков и журналистов из разных стран. Есть целый ряд других городов, которые также с нетерпением ждут этого события, включая Самару, Нижний Новгород, Екатеринбург, Волгоград, Саранск. Казань уже несколько лет назад была готова по инфраструктуре, спортивным объектам, гостиничному потенциалу проводить у себя чемпионаты мира. Но сейчас и все вышеназванные города будут готовы, там тоже думают над тем, как заинтересовать туристов с долгосрочной перспективой, реализовывают свои местные фишки. Поэтому расслабляться никак нельзя. Нужны яркие идеи, способные покорить зарубежных гостей, так, чтобы, восхитившись нашим городом, они рассказывали о нем своим землякам и тем захотелось тоже сюда приехать.

В этом году во время Кубка конфедераций столицу Татарстана посетили мексиканцы, чилийцы, португальцы. Какие у них были восторженные реакции! Им приятно – и нам приятно.

Не секрет, что республиканский Комитет по туризму ведет активную работу по продвижению Татарстана на российском и зарубежном рынках. Но все-таки, по-вашему, еще существуют проблемы в туристической отрасли Казани и республики в целом?

– Прошедший недавно Кубок конфедераций стал своеобразным тестом, показав, где у нас сильные и слабые места. Не спорю, это яркое спортивное событие прошло на достойном уровне, и речь не только об организации матчей, развитой инфраструктуре, но и о масштабной культурно-развлекательной программе – концертах, выставках, фестивалях. Театры города продлили сезон, показав спектакли во время проведения Кубка конфедераций. Комитет по туризму РТ подготовил интересные спецпредложения, например, экскурсию «Казань для настоящих мужчин!», которая включала в себя тест-драйв гоночного автомобиля на автодроме KazanRing, стрельбу в комплексе стендовой стрельбы «Свияга» и погружение в Голубое озеро. Многое было сделано, в том числе выпущены брошюры для туристов на разных языках с описанием интересных мест Казани и Татарстана в целом. А если говорить о недочетах, то, в первую очередь, это касается качества обслуживания как в кафе, ресторанах, так и в отелях. Еще не везде оно на должном уровне. Мало персонала, говорящего на английском языке. Хотим мы того или нет, но английский язык надо знать, хотя бы потому, что в Татарстане часто проводятся масштабные международные события.

Кадровый вопрос остается сложным, текучка большая. В сфере обслуживания профессионала надо готовить минимум полгода – год, чтобы он соответствовал определенным требованиям, то есть одного желания недостаточно, нужны знания, умения и опыт. Но в этой сфере у нас не привыкли подолгу работать, только-только научатся и уходят в другую деятельность.

Еще хочу отметить, что не во всех местах общепита есть меню на английском языке. Ограничен ассортимент национальных татарских блюд. Я считаю, что в каждом ресторане, в том числе со средней ценовой категорией, должно быть отдельное меню с татарской кухней из шести – семи наименований минимум. Когда вы находитесь в другой стране, вы ведь хотите попробовать что-то из местной кухни? Вот так и иностранцы, приезжающие сюда, хотят знать наши гастрономические вкусы.

В прошлом году прошла презентация программы «Visit Tatarstan». Сейчас, спустя год, уже можно сказать, насколько эта программа себя оправдала? Что было сделано в ее рамках и что еще предстоит сделать?

– Визуализация программы очень интересная. В ее концепции – информирование туристов, мониторинг репутации республики, развитие туристического потенциала районов Татарстана, проведение маркетинговых исследований, партнерские проекты с местными компаниями. «Visit Tatarstan» внедряется визуально. Элементы фирменного стиля используют аккредитованные властями республики музеи, рестораны, гостиницы, транспортные и сувенирные компании. Все это сделано для того, чтобы турист чаще сталкивался с символикой «Visit Tatarstan», понимая, что программа заботится о нем. Речь идет также о внедрении новых правил и стандартов оказания услуг. «Visit Tatarstan» уже реализуется в разных форматах, как в международных, так и в российском (выставки, презентации и так далее). И людям нравится, многие реагируют на нее положительно. На мой взгляд, выбранный тренд верный, в рамках программы много ярких, креативных идей. Правда, финансирование недостаточное, поэтому на данный момент далеко не все из них могут воплотиться в жизнь.

Раз уж мы заговорили о финансировании, скажите, пожалуйста, в чем заключается роль государства, а в чем – роль бизнеса на пути развития внутреннего туризма?

– Роль государства четко определена – продвижение. На развитие отрасли влияет колоссальное количество факторов, включая состояние автодорог, авиа- и железнодорожных перевозок, безопасность туристов, учебные программы, участие в крупнейших российских и зарубежных выставках и т.д. Никакой бизнес не сможет потянуть эти вопросы. Задача предпринимателей заключается в другом, а именно в достойном обслуживании гостей, чтобы они чувствовали себя комфортно и хотели еще не раз вернуться сюда. Есть четкие стандарты высокого качества обслуживания, разработанные государством, которых должны придерживаться в кафе, ресторанах, гостиницах, информационных службах. Мы как представители Ассоциации туристских агентств республики всегда готовы на диалог с заинтересованными структурами, у нас есть идеи, которые мы готовы обсуждать и работать совместно с властями над их реализацией. Ассоциация включает в себя почти всех туроператоров и турфирмы – основных игроков на рынке, тех, кто не только занимается отправкой туристов за рубеж, но и приемом гостей здесь. Кстати, за последние годы количество туроператоров, акцентирующих внимание на внутреннем туризме, выросло процентов на двадцать.

Рамиль Зуфарович, вы уже долгое время работаете в этой непростой, но очень интересной отрасли. Лично вы удовлетворены темпами развития туризма в республике?

– Никогда нельзя быть полностью удовлетворенным. Всегда хочется большего. Но, если смотреть на реальные достижения, на то, что было сделано за последние десять лет как в Казани, так и в республике в целом, понимаешь, что есть чем гордиться. В первую очередь я говорю об инфраструктуре, о хорошо разработанных туристических маршрутах, создании туристско-рекреационных кластеров, о росте желающих работать в туризме и о многом другом. Самое сложное уже позади: Казань и Татарстан знают и в России, и за рубежом. И, как я уже сказал в начале нашего разговора, надо идти дальше, не оглядываясь назад, ставить новые цели и задачи. Нельзя почивать на лаврах.

Спасибо вам, Рамиль Зуфарович, за содержательную беседу!

 

Беседовала Альбина ХАЗИЕВА

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя