Важней всего погода в доме

0

«Евреи знали унижение под игом тьмы поработителей, но потерпевши поражение, переживали победителей», — так лаконично и справедливо писал поэт Игорь Губерман. Именно вера всегда помогала этому народу быть сплоченным и противостоять невзгодам. Как известно, рожденный от еврейки является евреем и по религиозным канонам. И неважно, что в России национальность всегда определялась по отцу. К примеру, если мама Глодштейн, а отец Иванов и ребенок носит фамилию отца, то все равно он остается евреем с точки зрения ортодоксального иудаизма. Вот так бывает…
Мы продолжаем проект (№№4, 5, 6, 2010 г.), посвященный женщинам в религии. Сегодня на страницах журнала — представительницы иудаизма.


Ханна ГОРЕЛИК,
рабанит (жена раввина):

— Есть большая разница между просто верующей и религиозной женщиной. Верующий человек осознает то, что есть некая высшая сила, которая сотворила все сущее на земле и направляет нас на путь истинный. А для религиозного человека вера во Всевышнего полностью вошла в образ жизни, пронизывает все его поступки, мысли, действия на каждом этапе. Прежде чем сделать что-то, я всегда думаю о том, как будет соотноситься этот поступок с требованиями Всевышнего. Тора дает ответ иудею на любой вопрос в разных жизненных ситуациях. Представьте себе две картины. Одна простая, на холсте, без всякого обрамления, а другая помещена в красивую рамку. Жизненный путь тоже можно представить как картину. Всем нам постоянно приходится что-то решать, делать выбор, ставить перед собой новые задачи, а Всевышним уже даны рамки, светлые заповеди, которые определяют путь верующего.
Могу привести такой пример. Все знают, что у евреев священный день — Шабат (суббота), который подразумевает очень много запретов. Но не все представляют, что именно включается в это понятие. За запретами стоит глубокая идея, правильная и даже необходимая, на мой взгляд. Да, в этот день мы не шьем, не стираем, ничего не ремонтируем, не собираем детей в школу. Этот день предназначен для духовных целей. В субботу мы накрываем праздничный стол, зажигаем свечи и блюда готовим особенные, не такие, как в обычные дни. За праздничным столом собирается вся семья. Вы можете сказать, что в любых других семьях все собираются вместе к ужину. Но в других семьях за столом ведутся совершенно обычные разговоры, к примеру о том, выучил ли ребенок домашнее задание, не получил ли он двойку и т.п. А мы в Шабат стараемся забыть про проблемы, повседневные заботы, мы выключаем телефоны и говорим только о светлом, о своих мечтах, надеждах, приятных событиях, которые предстоят в будущем. Благодаря почитанию Шабата качество еврейской семьи, на мой взгляд, сильно возрастает.
Конечно, есть определенные трудности, когда живешь за пределами Израиля, но я убеждена, что очень многое зависит от атмосферы в доме, от семьи. Я сама родилась в Израиле и до замужества жила там. Выйдя замуж, практически сразу уехала с мужем в Казань. У моего мужа благородная задача, ведь здесь немало евреев, которые нуждаются в добром слове, поддержке, внимании. И зная это, я стараюсь не думать о том, что нахожусь далеко от родины. Если семейный очаг крепкий, то и у детей не будет проблемы выбора в сложных жизненных ситуациях, они вырастут порядочными и будут строить свою жизнь в соответствии с тем, как их воспитывали. Дети мне задают много вопросов. Мы вместе обсуждаем все, и всегда приходим к главному выводу: «Какое счастье, что у нас есть Тора». То, что мы живем не в Израиле, а в Татарстане, я думаю, еще больше укрепляет их в вере, как это ни парадоксально.

 

София БОРОДОВА,
координатор общинных программ еврейского центра «Хэсэд Моше»:

— Я выросла в стране, где религия считалась «опиумом для народа». В моей семье не велись разговоры о Боге, но я всегда интуитивно чувствовала, что мое появление в этом мире не случайно, и я пришла в него, чтобы сделать его чуть светлее и добрее. Только позже, изучая законы и традиции иудаизма, я узнала знаменитое изречение рабби Тафона: «Вы не обязаны изменить мир, но вы также не имеете права отказаться от попыток делать все, что в Ваших силах».
Мне искренне жаль, что иудаизм, давший миру христианство и мусульманство, до сих пор считается непонятной, закрытой для многих религией. Именно евреи дали миру книгу книг — Библию, основные нравственные законы, по которым живет человечество.
Я считаю себя верующим, а не религиозным человеком. Работая в еврейском общинном центре, я хорошо узнала наши традиции, обычаи и законы, но считаю, что главное все же — не соблюдение различных ритуальных предписаний, а понимание того, что основой нашей религии является этика, нравственность, порядочность.
Возлюби ближнего своего, как самого себя — главный принцип Торы. И как нелегко следовать ему. А если бы все мы научились этому, какой прекрасной и замечательной стала бы наша жизнь!

 

Кира ВОЛОДАРСКАЯ,
экономист:

— Вместе со своей семьей я еще до замужества стала соблюдать все, что необходимо соблюдать еврейской девушке. Я жила в Москве, где представителей моей национальности достаточно много, более того, училась в еврейской школе, поэтому знала традиции и обычаи своего народа. Но к религии пришла немного позже. В нашей семье мы с братом стали инициаторами того, что необходимо соблюдать кошрут и Шабат. Кошрут — дословно означает «правильный», это касается в первую очередь питания, посуды, а также одежды — да практически всего. В Москве есть магазины при синагогах и отдельный кошерный магазин, так что найти продукты питания там было не так сложно. Правда, в Казани выбор поменьше.
Наша инициатива не возникла на пустом месте. Родителям Всевышний подарил знакомство и дружбу с раввином Ицхаком Коганом, главой синагоги на Большой Бронной в Москве и его женой Софьей Семеновной. Они-то и наполнили нашу семью верой во Всевышнего и, помогая на каждом этапе пути к нему, добавили уверенности, что все у нас получится.
Надо понимать, что сразу, в одночасье, никто не становится религиозным. Это происходит постепенно, когда человек начинает осознавать, что правильно, что нет, начинает искать и находить смысл жизни. Есть женщины, которые ходят в синагогу, соблюдают Шабат и кошрут, но пока еще не покрывают голову. Хотя покрытые согласно предписаниям Торы волосы приносят в дом благословение, которое распостраняется и на потомство, и на здоровье, и на заработок. Думаю, есть большая разница между тем, кто уже родился в религиозной семье, и тем, кто пришел к вере позже, благодаря своему опыту и представлениям о жизни. При этом ступень «баал тшува» — «того, кто вернулся», считается ступенью очень высокого уровня. Оказывается, даже негативный опыт, приобретенный в жизни, можно направить на служение Всевышнему, если вовремя от него отказаться. Это могут сделать только «баалей тшува».
Мой брат уже давно живет в Израиле, причем уехал он туда, будучи нерелигиозным человеком. Сейчас он соблюдает все религиозные требования, молится в синагоге, создал счастливую семью, живущую по законам Торы. Но хочу сказать, что на самом деле в Израиле тоже много соблазнов, даже больше, чем в других странах. Израиль дает свободу выбора. С одной стороны, на этой земле гораздо легче соблюдать Шабат и кошрут, поскольку для этого созданы все условия. С другой —
можно опуститься даже ниже того уровня, который был до приезда в Израиль. Все зависит от человека, его устремлений, характера, жизненных ценностей. А также от выбора окружения.
Что касается еврейской женщины, соблюдающей заповеди Всевышнего, она должна быть эталоном скромности, но при этом быть образованной, знать законы Торы. Для нее главное — вера в Бога, забота о семье, о благополучии мужа и детей. Это требует много времени. Именно поэтому женщине разрешается молиться меньше, чем мужчине. И это не значит, что женщина не может реализовать свои способности в общественной жизни и в профессиональном плане. Известно достаточно примеров соблюдающих еврейских женщин, которые прекрасно сочетают интересную работу или общественную деятельность с созданием для своих близких домашнего уюта и тепла.

 

Мы завершили проект, посвященный женщинам — представительницам разных конфессиональных принадлежностей. Пообщавшись с ними, пришли к выводу, что принципы толерантности и веротерпимости в нашей республике работают — выполняются не на словах, а на деле. Каждый человек имеет возможность исповедовать ту религию, которая ближе ему по духу. Каждый человек имеет возможность ходить в храм, молиться, выполнять все религиозные предписания, оставаясь при этом полноценным членом общества, получать светское образование в школе и вузе, работать и занимать самые разные должности. Мы убедились в том, что верующие женщины ни в коем случае не заперты в четырех стенах, более того, вера помогает им чувствовать себя более уверенно и спокойно в этом стремительно развивающемся мире.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя