Александр СЕРГЕЕВ: «Яхтная гавань — это жемчужина»

0

Любитель парусного спорта грезит не только водными просторами, но мечтает и об удобном причале. Как бы ни манили его дали, необходимо и место, куда можно вернуться. Сегодня в Казани подобной водной стоянки, отвечающей возросшим запросам яхтсменов, нет. Их мечты могут осуществиться в связи с планами реновации Кировского района. В прибрежной полосе Волги, в Адмиралтейской слободе, должна появиться яхтная гавань. Более подробно об этом проекте и сопутствующих ему начинаниях мы расспросили главу администрации Кировского района Казани Александра СЕРГЕЕВА.


 
— Александр Евгениевич, как возникла идея строительства яхтной гавани? Предполагалось ли это изначально, или проект появился в процессе изучения возможностей территории. Ну, скажем, как некое существенное дополнение?


— У каждого района есть перспективные направления развития, которые, я считаю, глава должен знать досконально. Идея яхтной гавани лежала на поверхности. Мы просто приняли во внимание экономические, географические и исторически обусловленные особенности территории. 289 лет назад Петр I основал в Адмиралтейской слободе судостроительную вервь. Здесь спускали на воду корабли для военного флота России. Объект был уникален и имел стратегическое значение. В России насчитывалось всего два столь значимых сооружения: в Санкт-Петербурге и Казани. В городе на Неве судостроительная верфь располагалась на Васильевском острове. Наш местный объект, о котором мы говорим, практически точная его копия. Правда, в меньшем масштабе. Примечательно: находясь в Казани, Петр I остановился в Адмиралтейской слободе. По-видимому, верфь произвела на него сильное впечатление. Здесь он задержался и отметил свое 50-летие. Факт засвидетельствован документально. Несомненно, Казанское Адмиралтейство и Адмиралтейская слобода — уникальный памятник истории, которому через 11 лет исполнится уже три века. Эта круглая дата — событие российского масштаба. В связи с чем открываются интересные перспективы. Во-первых, можно смело говорить о грандиозном гуманитарном проекте. Адмиралтейскую слободу, конечно, нужно возродить: заняться реконструкцией, ремонтом, очистить от грязи и благоустроить, с тем, чтобы здесь образовался культурно-туристический центр. Во-вторых, и эта задача не менее важная, пожалуй, даже главенствующая, нужно использовать все возможности по привлечению инвестиций, которые открывает юбилей. По опыту подготовки Казани к 1000-летию мы знаем, какие могут произойти серьезные сдвиги в смысле финансирования, в плане участия бизнеса, когда есть серьезная, значимая цель.


— Известно, что строительство водного объекта сопряжено с большими трудностями. Приходится проводить специальные гидротехнические, инженерные работы. Реализация проекта потребует серьезных дополнительных затрат?


— Рельеф местности в районе предполагаемой гавани — сложившийся. Строить защитные сооружения здесь практически не требуется — речь идет о формировании соответствующей инфраструктуры. Место очень красивое, изящное — залив, который предстоит еще более облагородить. Будущая гавань — это часть Кировского района, которая согласно планам должна полностью преобразиться. Если говорить более детально, здесь предполагается организовать водноспортивный клуб, построить мемориал первой волжской судоверфи, гостиницу «Адмиралтейская» с видом на Кремль. По сути, речь идет о туристическом комплексе с большой пешеходной зоной. И местность, и планировка улиц к тому располагают. Кто хорошо знает Адмиралтейскую слободу, конечно, вспомнит улицу Большую (в Санкт-Петербурге — Большой проспект). Лежит она длинной ниткой, как центральный проспект, особых затрат по ее расширению не требуется. Улица достаточно просторна. Естественно, возникает вопрос о частных строениях. Они будут сохранены. Строительство новых жилых домов предполагается по правую сторону улицы Большой.


План развития предусматривает образование в Адмиралтейской слободе «кольцевого» туристического маршрута длиной примерно 15 километров. Он протянется через старое русло Казанки, Зилантов монастырь, Петрушкин двор, очертит гавань с прибрежной полосой с находящимися на ней объектами: яхт-клубом, гостиницей и выйдет к «подножию» Кировской дамбы. Речь не идет о том, чтобы растянуть преобразования на годы, до 300-летия Адмиралтейской слободы. Я обозначил эту дату как мощный стимул, который может способствовать появлению новых проектов, идей. Программа реновации Кировского района рассчитана на 5 лет.


— Вечный вопрос: где взять средства? Предусмотрен ли какой-либо механизм инвестиций, чтобы осуществить задуманное?


— Понятно, что мемориал судостроительной верфи — проект не коммерческий. Его надо организовать на бюджетные деньги. Причем, скорее всего, основные средства должны быть федеральными. Все-таки объект имеет общероссийское значение. Приведение в порядок дорог ляжет на «плечи» республики, города и района. Яхт-клуб и гостиница — замыслы коммерческие. Конечно, будем тщательно отбирать застройщиков, разбираться с проектами. Архитектура должна быть оригинальной, но гармонично вписываться в ландшафт местности. Каких-то чрезвычайных сложностей я не вижу. С транспортными развязками, думаю, разберемся. Нужно еще учитывать сопутствующие успеху положительные факторы. «Сад рыбака», простонародное название «Сада машиностроителей», передается в управление частной компании, академии имени Тарпищева. Там уже сейчас строится поле для мини-футбола, теннисные корты, будет хоккейная коробка. Все это увязывается в единый комплекс собственно с самой академией, 32-й школой, спортивной школой «Виктория» и татарской гимназией. В результате возникает огромная рекреационная зона площадью в два городских квартала. Что будет с парком? Его приведут в нормальное состояние. Ветераны ВМФ изъявили желание сделать здесь аллею героев-подводников, идеологом которой выступает депутат Госдумы РФ Ринат Губайдуллин.

Предполагается также строительство детского и взрослого кафе. Изучается возможность выведения за территорию парка инфекционной больницы и строительство вместо нее небольшой гостиницы с ресторанным комплексом. Есть предварительная договоренность с вице-премьером правительства Санкт-Петербурга Александром Вахмистровым об установке бюста Петра I, подаренного к 1000-летию Казани и участии в планах воссоздания «Казанского Адмиралтейства». Поскольку у нас в «Адмиралтейке» нет машиностроителей, мы предлагаем переименовать «Сад машиностроителей» в «Адмиралтейский сад».


— Все же нужно признать, что проект яхтной гавани и другие планы очень смелые. Как они будут реализовываться? Поэтапно или в комплексе, во взаимосвязи?


— Я уже неоднократно обосновывал идею реновации и совершенно убежден, что она реализуема. Мы намереваемся строить дома высотой в 16 этажей, чтобы за счет появляющейся дополнительной жилплощади сделать проект рентабельным. По нашим расчетам, чтобы переселить граждан из всех типов и видов ветхого, старого малоэтажного жилья нужна 51 высотка. Много ли это, или мало? По территории — один район. Сегодня в застройке реально хотят принять участие полторы сотни компаний. На одну высотку, в среднем, приходится по три организации. Заметим, компании — успешные, состоявшиеся. Проще говоря, с деньгами. Нормативный срок строительства — 1,5 года. Тут нужно просто определиться: готовы ли мы пожертвовать трухлявым фондом и землей под ним, которые использовать все равно не можем, во благо граждан? В сентябре 2006 года мы предложили решительно покончить таким образом с ветхим жильем в Кировском районе Казани. 11 апреля 2007 года Санкт-Петербург объявил о запуске программы по сносу старых домов, в том числе и «хрущевок», рассчитанную на 5 лет. Правда, им придется строить 25-этажки (у них мало ветхих малоэтажек, в основном «хрущевки») или расширять границы застройки города. Путь действительно правильный. Москва тоже по нему пошла и получила неплохие результаты — перестроили едва ли не полгорода. Что касается порядка реализации проектов, в том числе и яхтной гавани, то я за то, чтобы решать все комплексно. Во-первых, проекты взаимосвязаны, так или иначе влияют друг на друга. Во-вторых, у нас нет времени, чтобы сначала сделать один проект, передохнуть и взяться за другой. В-третьих, бизнес-идея оживляет экономические процессы и вызывает инвестиционный интерес. Чем она обоснованнее, значимее, тем сильнее движение, больше финансовые потоки, больший синергетический эффект. Учитывая нагроможденность проблем Кировского района, их серьезность, «замахнуться» на меньшее мы просто не можем. Нам нужно было предложить нечто, способное в корне изменить качество жизни на данной территории. И мы предложили.


— Как новая яхтная гавань повлияет на развитие парусного спорта? Можно ли в этом смысле сделать какие-то прогнозы?


— Парусный вид спорта пережил «любительскую» стадию развития. Я знаю увлеченных этим делом людей — профессионалы! Поскольку определенная планка высоты преодолена, можно говорить о реализации коммерческих проектов, связанных с парусным спортом. Это деньги: для района, города, республики. В то же время гавань открывает новые технические возможности и для самих яхтсменов. Так как предусматривается современная береговая инфраструктура по обслуживанию малых судов. Позиция Кировского района в отношении спорта принципиальна. Мы будем содействовать развитию любых его видов. Наша задача, поставленная Ильсуром Метшиным, — занять молодежь, вообще активную часть населения. Парусный спорт увлечение интересное, увлекательнейшее. Думаю, в наших начинаниях он сыграет свою положительную роль.


Валерий ЯКОВЛЕВ

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя